Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шпотаковской З. Д. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 1 июля 2013 года
по иску Шпотаковской З. Д. к Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края, Администрации Поспелихинского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании незаконным решения межведомственной комиссии, о признании права на включение в список граждан - получателей субсидий на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шпотаковская З.Д. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила:
признать незаконным отказ Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении;
признать незаконным решение межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания;
обязать Администрацию Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента обращения;
признать право на включение в список граждан - получателей субсидий на приобретение жилья с момента обращения.
В обоснование требований указано, что Шпотаковская З.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном жилом саманном доме по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес", -, в котором отсутствует водопровод и центральное отопление и который находится в плохом техническом состоянии.
ДД.ММ.ГГ она обратилась в Администрацию Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для последующего включения в список очередников на получение субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Заключениями межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ жилой дом признан требующим ремонта, но непригодным для дальнейшего проживания не является. На основании данных заключений Администрация Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края постановлениями от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** отказала в постановке на учет нуждающихся граждан. Отказ в постановке на учет препятствует включению в список очередников на получение субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Решение Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края вынесено с нарушением действующего законодательства. В актах межведомственной комиссии указывается, что полы поражены гнилью, дверные и оконные блоки перекошены, подоконники деформированы, стекла в рамах имеют трещины. Оценка жилья проведена комиссией недостаточно качественно и объективно.
По ходатайству истца по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза, по заключению которой жилой дом пригоден для постоянного проживания.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 1 июля 2013 года в удовлетворении иска отказано полностью.
В апелляционной жалобе Шпотаковская З.Д. просит проверить дело в полном объеме, отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в обоснование указывает на несогласие с заключением судебной строительно-технической экспертизы. Так, экспертиза не соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ, проведена некачественно, ее выводы необоснованны, не соответствуют иным материалам дела. В заключении экспертизы имеется не соответствующая действительности запись о том, что жилой дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ, однако, таких сведений в материалах дела нет. В характеристиках конструкции эксперт указал на фундаменты ленточные монолитные бетонные, однако, дом не имеет фундамента. Является немотивированным вывод о проценте износа стен, чердачного перекрытия, крыши.
Апеллянт не согласен с выводом экспертизы о пригодности дома для проживания; указывает, что суд не дал оценки выводу экспертизы о том, что дом не соответствует строительным нормам и правилам.
Кроме того, Шпотаковская З.Д. не согласна с выводом суда о том, что она является законным владельцем жилого дома, поскольку дом не оформлен, имеются, видимо, только записи в похозяйственных книгах.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Администрация Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края просит в удовлетворении жалобы отказать.
Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции назначено на ДД.ММ.ГГ. Согласно медицинскому свидетельству о смерти серии 01 *** от ДД.ММ.ГГ Шпотаковская З.Д. умерла ДД.ММ.ГГ.
Характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, однако, судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть дело по апелляционной жалобе Шпотаковской З.Д., поскольку право подачи апелляционной жалобы является одним из способов реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту и осуществляется посредством волеизъявления лиц, участвующих в деле. С учетом предназначения суда второй инстанции поступление в суд апелляционной инстанции ко времени рассмотрения дела сведений о смерти лица, подавшего апелляционную жалобу, в том числе и в случае, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных ст.328 ГПК РФ, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам гражданского судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий.
В соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Судебная коллегия не усматривает оснований для проверки решения суда в полном объеме.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Шпотаковская З.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет права на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
Шпотаковская З.Д. проживает в жилом доме по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес".
Согласно справке-выписке *** от ДД.ММ.ГГ, утвержденной постановлением Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, за Шпотаковской З.Д. на праве собственности числится жилой дом на земельном участке по указанному адресу. Основание выдачи справки-выписки - похозяйственная книга ***, лицевой счет *** за 1994-2013 годы.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах Шпотаковской З.Д. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Клепечихинский сельсовет Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" путем приобретения жилья в "адрес".
По заключению межведомственной комиссии при Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ ***, данному по результатам обследования жилого дома истца, жилье требует ремонта, непригодным для проживания не является.
Постановлением Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Шпотаковской З.Д. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она проживает в жилом доме общей площадью *** кв.м, что превышает учетную норму общей площади, пригодном для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГ Шпотаковская З.Д. обратилась в Администрацию Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о проведении обследования принадлежащего ей дома на предмет пригодности для проживания.
По результатам повторного обследования жилого дома жилищной комиссией Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ дано заключение *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому жилье требует ремонта, непригодным для проживания не является.
Постановлением Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Шпотаковской З.Д. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она проживает в жилом доме общей площадью *** кв.м, что превышает учетную норму общей площади, пригодном для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГ Шпотаковская З.Д. обратилась Администрацию Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о включение в список очередников по приобретению жилья по программе обеспечения жильем ветеранов и участников Великой Отечественной войны, указав, что ее жилье не пригодно для проживания.
ДД.ММ.ГГ Администрацией Поспелихинского района Алтайского края по обращению Шпотаковской З.Д. дано разъяснение о порядке включения в список граждан - получателей субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой отечественной войны.
Как следует из обстоятельств дела, искового заявления, пояснений Шпотаковской З.Д., ее представителя в суде первой инстанции, истец претендует на получение мер социальной поддержки как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995г. N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в частности, следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" от 14.09.2006г. N 92-ЗС указанными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, в отношении граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.2 названного Закона предоставление мер социальной поддержки осуществляется в форме субсидий.
В целях реализации закона Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006г. N 407 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае.
В соответствии с п.7 Положения органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 1 статьи 1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии с ч.2 ст.3 закона Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 09.12.2009г. N 115-ЗС признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ. В частности, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания признания помещения непригодным для проживания содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47.
Заключением межведомственной комиссии при Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** жилой дом, принадлежащий Шпотаковской З.Д., непригодным для проживания не признан.
Заключением жилищной комиссии Администрации Клепечихинского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** жилой дом, принадлежащий Шпотаковской З.Д., непригодным для проживания не признан.
По ходатайству стороны истца по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручалось эксперту ООО "Строй-Проект". На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы: соответствует ли жилой дом строительным нормам и правилам; пригоден ли жилой дом для постоянного проживания.
По заключению судебной строительно-технической экспертизы N 02/13 от 05.06.2013г. в ходе проведенного исследования установлены несоответствия требованиям строительных норм и правил в части состава помещений жилого дома (отсутствуют ванная и уборная); в части отсутствия вентиляции, водоснабжения и канализации; в части высоты помещений, составляющей менее 2,5м (2,2м); в части толщины и конструкции наружных стен, не отвечающих требованиям СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий"; в части толщины и конструкции чердачного перекрытия, не отвечающих требованиям СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий". Жилой дом является пригодным для постоянного проживания.
Таким образом, по делу не установлено оснований для признания заключения межведомственной комиссии незаконным.
Поскольку основанием для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, в частности, проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а такое обстоятельство по делу не установлено, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на указанный учет, а также о признании права на включение в список граждан - получателей субсидий.
Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание заключения судебной экспертизы. Между тем, заключение экспертизы отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, содержит исследовательскую часть, в которой имеется описание проведенного исследования и выводы эксперта по результатам исследования, а также исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Несоответствие дома строительным нормам и правилам не свидетельствует о том, что жилое помещение непригодно для проживания. Оснований для критической оценки заключения не имеется.
Довод жалобы, касающийся несогласия с выводом суда о том, что Шпотаковская З.Д. является законным владельцем дома, противоречит установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем судебной коллегией не принимается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 1 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шпотаковской З. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.