Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А..
судей: Белодеденко И.Г., Блинова В. А.
при секретаре
судебного заседания Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Алексюк М. И.
на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края
от 28 июня 2013 года по делу по иску Администрации Панкрушихинского района Алтайского края к Алексюк М. И. о взыскании социальной выплаты, в связи с нарушением условий договора.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Алексюк М.И. о взыскании социальной выплаты, в связи с нарушением условий договора, ссылаясь на то, что в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N ***, Алексюк (ранее Д.) М.И., являющейся участником программы, Администрацией Панкрушихинского района Алтайского края была предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья в сельской местности в сумме *** рублей на основании трехстороннего договора N *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного между Комитетом по образованию Администрации Панкрушихинского района Алтайского края, Д. и Администрацией Панкрушихинского района. С использованием указанных денежных средств ДД.ММ.ГГ приобретена квартира и земельный участок, находящиеся "адрес". Согласно п.31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 03.12.2002 N 858, участинк программы бреет на себя обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
В данном случае, согласно п.2.1.1 договора N *** от ДД.ММ.ГГ участник программы Д.обязалась выполнять обязанности *** в течение не менее *** лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. При несоблюдении указанных условий уполномоченный орган (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Несмотря на это, ДД.ММ.ГГ Д. уволилась по собственному желанию с должности ***, в которой была обязана отработать по договору *** лет, не уведомив об этом Администрацию Панкрушихинского района, трудоустроившись в ***
Таким образом, ответчик нарушила п.п.2.1.1, 2.1.2 договора, в соответствии с п.4.10 ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" она обязана возвратить денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в сумме *** рублей. Поскольку добровольно ответчик денежные средства возместить отказалась, истец просил взыскать с ответчика в бюджет Администрации Панкрушихинского района Алтайского края денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты, в сумме *** рублей.
В судебном заседании представитель истца Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив формулировку требований, просила денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в сумме *** рублей взыскать с ответчика в местный бюджет Панкрушихинского района Алтайского края, дополнительно пояснив, что администрация района вправе обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика социальной выплаты, поскольку такое право предусмотрено постановлением Администрации Алтайского края от 10.01.2013 N 5 "Об утверждении порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.
Ответчик Алексюк М.И. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что она работала *** более *** лет. Уволиться была вынуждена по собственному желанию из-за судимости, иначе ее уволили бы по статье. увольнения из *** она работала в ***, а с ДД.ММ.ГГ работала в ***. Поскольку ее увольнение с должности *** по собственному желанию было вынужденным, то полученные ею по программе средства в размере *** рублей возврату не подлежат. Кроме того, она продолжает проживать на территории Панкрушихинского района, работает в ***, то есть в социальной сфере.
Представитель ответчика П. поддержала доводы своей доверительницы.
Представитель третьего лица Комитета Администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию А. в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком были нарушены условия трехстороннего договора на предоставление социальной выплаты.
Решением Панкрушихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Администрации Панкрушихинского района Алтайского края удовлетворены.
В апелляционной жалобе истец Алексюк М.И. просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права, необоснованно не принял во внимание то, что увольнение с должности директора школы носило вынужденный характер, что после увольнения истец продолжает проживать в сельской местности и работает в социальной сфере - в поликлинике ***.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения представителя ответчика С., поддержавшую жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (с последующими изменениями) утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее Программа), к основным целям и задачам которой относятся повышение уровня и качества жизни сельского населения, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 N 144 были утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее Правила), действовавшие до 02.03.2009.
В соответствии с п.п.39, 59 Правил право на получение социальной выплаты имеет молодой специалист, отвечающий в совокупности следующим условиям: работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств.
Согласно п.60 Правил в случае представления документов в соответствии с п.59 Правил уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), молодой специалист и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодого специалиста с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста в соответствии со ст.80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст.81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением молодым специалистом положений трудового законодательства.
Аналогичные положения закреплены в п.п.26, 31 действующего Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение), являющегося приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к Программе).
Судом установлено, что постановлением Администрации Высокогривского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Алексюк (ранее Д.) М.И. была включена в список очередников на улучшение жилищных условий по Администрации Высокогривского сельсовета на *** год.
ДД.ММ.ГГ между Комитетом Администрации Панкрушихинского района по образованию и Алексюк М.И. был заключен трудовой договор ***, в соответствии с которым Алексюк М.И. была принята на работу в *** на должность ***. В соответствии с п.15 трудового договора Алексюк М.И. была обязана отработать в *** не менее *** лет.
ДД.ММ.ГГ ответчик обратилась в Администрацию Панкрушихинского района Алтайского края с заявлением о включении ее в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". В заявлении указано, что ответчик ознакомлена с условиями участия в указанных мероприятиях и обязуется их выполнять.
Указанный выше трехсторонний договор был заключен с ответчицей в рамках указанной правительственной программы как с молодым специалистом в сфере образования.
Суд не признал вынужденным или по вине работодателя, увольнение ответчицы с должности ***, так как ответчик умышленно совершила действия несовместимые с продолжением её работы в данной должности, что подтверждено имеющейся в деле копией приговора суда. Поэтому суд правомерно признал, что неисполнение условий договора имело место по вине ответчицы.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, а доводы жалобы находит неубедительными.
Хотя ответчик и продолжает проживать и работать в сельской местности, но работа в *** не является работой молодого специалиста в социальной сфере по полученной им специальности, что являлось основанием для предоставления социальной выплаты по указанной программе, целью этой программы и заключенного трехстороннего договора - закрепление молодых специалистов в агропромышленном секторе и социальной сфере в сельской местности.
Судебная коллегия полагает, что поскольку ответчик не исполнила взятые на себя обязательства по трехстороннему договору - выполнять не менее *** лет работу ***, она обязана, в соответствии с условиями указанного договора, возвратить полученную социальную выплату, а поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 28 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексюк М. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.