Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.,
судей Пасынковой О.М., Хоролич Н.М.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю на решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 05 августа 2013 года по делу по заявлению Федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю о признании незаконным представления прокурора Ленинского района г.Барнаула.
Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение Лечебно-исправительное учреждение-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю (далее ФКУ ЛИУ-1) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Ленинского района г.Барнаула от 20.05.2013 года N665ж "Об устранении нарушений жилищного законодательства". В обоснование своих требований ФКУ ЛИУ-1 сослалось на то, что из смысла данного представления следует, что комиссия по жилищным и социальным вопросам ФКУ ЛИУ-1 незаконно исключила из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий *** С.В. Тогда как, действия ФКУ ЛИУ-1 соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку факт необоснованной постановки сотрудника на учет в качестве нуждающегося неоднократно подтвержден судебными инстанциями, установившими, что на момент постановки *** С.В. на учет, он был обеспечен жилой площадью больше учетной нормы, не были предоставлены документы, обосновывающие нуждаемость. *** С.В. подлежал снятию с учета в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя *** С.Ю. поддержала требования ЛИУ-1.
Прокурор Сивухина И.Г. возражала в отношении удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что представление направлено на устранение нарушений норм жилищного законодательства, согласно которым снятие гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий возможно только при наличии оснований, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В решении о снятии *** С.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не указано основание, предусмотренное законом, по которому он снят с данного учета.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 05 августа 2013 года, заявленные ФКУ ЛИУ-1 требования, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-1 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что по делу установлен факт незаконной постановки *** С.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается судебными решениями, которыми по заявлениям *** С.В. отказано включить его в список на 2012-2013 годы граждан, желающих участвовать в федеральной подпрограмме по улучшению жилищных условий. Указанными решениями установлено, что *** С.В. необоснованно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку на момент постановки обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи у него была выше установленной нормы. *** С.В. подлежал снятию с учета в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ (выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет). При этом ссылка в решении на определение судебной коллегии от 26.02.2013г. не является нарушением норм ЖК РФ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Сивухина И.Г. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Алтайскому краю *** С.Ю., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Сивухину И.Г., возражавшую в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По смыслу статей 255, 258 ГПК РФ незаконным могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, незаконно возлагают на него какую-либо обязанность.
Судом установлено, что в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Алтайского края *** С.В., 09.04.2003г., был включен в список очередности сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для постановки явилось заявление *** С.В., справка БТИ (л.д.43).
Постановлением, оформленным выпиской из протокола N2 от 18.03.2013г. заседания комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам ФКУ ЛИУ-1, *** С.В. предложено исключить из списка очередности по улучшению жилищных условий на основании определения Алтайского краевого суда от 26.02.2013г. и выписки из протокола N1 от 17.01.2013 года (л.д.44, 45).
20.05.2013г. прокурором Ленинского района г.Барнаула внесено представление в ФКУ ЛИУ-1 об устранении нарушений жилищного законодательства N665ж-13. Основанием для внесения представления явилось отсутствие в решении уполномоченного органа ссылки на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. указания на закон (норму ЖК РФ), по которому *** С.В. подлежит исключению из списка очередников, не приведено. Невыполнение требования ЖК РФ (не указание основания снятия с учета) влечет нарушение жилищных прав *** С.В. В силу ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе требовать устранения нарушений законодательства.
Суд обоснованно пришел к выводу, что представление прокурора соответствует требованиям вышеприведенных норм и прав заявителя не нарушает.
Часть 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований для снятия с учета, лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, является исчерпывающим, на что указывает положение ч.2 данной статьи, согласно которому решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В постановлении комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам ФКУ ЛИУ-1 от 18.03.2013 года отсутствуют ссылки на основания, предусмотренные законом для снятия *** С.В. с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отсутствует указание на обстоятельства, явившиеся основанием для такого решения.
Отсутствие ссылки на предусмотренные законом основания для снятия гражданина с учета, несоблюдение изложенных положений закона, при принятии решения комиссией явилось причиной для внесения прокурором представления.
Требования, изложенные в представлении, основаны на положениях действующего законодательства, обязанность устранить имеющиеся нарушения возложена на ФКУ ЛИУ-1 обоснованно.
Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что факт незаконной постановки на учет *** С.В. подтвержден ранее вынесенными судебными решениями, судом установлено, что судебными решениями, на которые ссылается заявитель, разрешен вопрос правомерности отказа жилищной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю о включении *** С.В. в список граждан, желающих участвовать в федеральной подпрограмме по улучшению жилищных условий. В данных решениях отсутствует установленная для ФКУ ЛИУ-1 обязанность снять *** С.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что прокурором правомерно внесено оспариваемое представление, поскольку отсутствие в постановлении комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам ФКУ ЛИУ-1 от 18.03.2013г., ссылки на предусмотренные законом основания для снятия *** С.В. с учета, являются нарушением требований положений ЖК РФ и прокурор вправе реагировать на это в установленном порядке. А вышеуказанные доводы жалобы не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с изложенным, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заявителя Федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю на решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 05 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.