Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего - Зацепина Е.М.,
судей - Хоролич Н.М., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Горюка В. И. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 июля 2013 года по делу по заявлению Горюка В. И. об оспаривании решения и действий,
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горюк В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий (решения) Государственной инспекции Алтайского края, Комитета по строительству, архитектуре и развитию города (далее - Комитет) по исключению из реестра пострадавших участников строительства жилья и в очередности учета в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГ, действий по исключению из вышеуказанного реестра, возложении на данные органы обязанности по восстановлению в реестре пострадавших участников строительства жилья и в очередности учета в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГ между ним и ООО "Барнаулинвестстрой" был заключен договор об инвестировании строительства жилья, по условиям которого по внес *** за комнату гостиничного типа с санузлом, строительный ***, общей проектной приведенной площадью *** на *** этаже в блок секции *** "адрес" в "адрес", однако, ООО "Барнаулинвестстрой" обязательство по передаче комнаты не исполнило, впоследствии он признан в этой связи потерпевшим по уголовному делу. В соответствии с Законом Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства на территории Алтайского края" от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС, он как лицо, вложившее денежные средства в строительство жилья и утратившее их в связи с неправомерными действиями застройщика, имеет право на получение мер государственной поддержки и включение в реестр пострадавших участников долевого строительства. В феврале ДД.ММ.ГГ он был включен в данный реестр, а ДД.ММ.ГГ - поставлен на учет в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемым решением Государственной инспекции Алтайского края он исключен из вышеуказанного реестра со ссылкой на положения части 7 Закона и пункт 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утвержденного Постановлением Администрацией Алтайского края от 08 августа 2011 года N435, в связи с оказанием мер государственной поддержки участникам строительства "адрес" в "адрес" путем предоставления на условиях аренды соответствующего земельного участка ТСЖ "Наш дом" и снижения арендной платы с последующим предоставлением "адрес" в "адрес", в строительстве которой он участвовал по другому договору с тем же застройщиком. Между тем, непосредственно ему государственная поддержка ранее не оказывалась, статуса пострадавшего участника строительства жилья в отношении вышеуказанной квартиры в "адрес" в "адрес" он не имел, поскольку обязательства застройщиком перед ними были исполнены, квартира передана по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГ в пригодном для проживания состоянии и оставалась в таком состоянии до отчуждения после сдачи дома в эксплуатацию, использовалась для проживания, потерпевшим в установленном порядке он в этой связи не признавался, договор с ТСЖ "Наш дом" об инвестировании завершения строительства дома заключен до вступления в силу Закона, мер к получению мер государственной поддержки в связи со строительством данной квартиры не принимал, такая поддержка оказана ТСЖ "Наш дом", членом которого он не являлся, что исключало возможность применения в отношении него п.8 Порядка. Несмотря на изложенные обстоятельства он принудительно был признан пострадавшим участником строительства жилья в отношении "адрес" в "адрес".
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 июля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Горюк В.И. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на прежние доводы, дополнительно указывая на ошибочность вывода суда о том, что он являлся пострадавшим участником строительства жилья в "адрес" в "адрес", поскольку, в силу п.п.5 ст.2 Закона, к данной категории лиц не может быть отнесен, необоснованно отвергнуты представленные им доказательства в подтверждения факта своевременного исполнения застройщиком обязательств по соответствующему договору инвестирования строительства жилья, в том числе акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГ, постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа и Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу NАОЗ-1022/2010, документы о деятельности ТСЖ "Наш дом" до завершения строительства дома, связанной с проживанием граждан; не указание судом норм материального права, на основании которых он признан пострадавшим участником строительства этого дома; несоответствие фактическим обстоятельствам дела суждения суда о реализации им права на получение мер государственной поддержки при заключении вышеуказанного договора с ТСД "Наш дом", поскольку таких условий договор не содержит, смета к нему, которая отражала бы сумму соответствующей поддержки, не составляясь, об оказании государственной поддержки данному товариществу собственников жилья он не уведомлялся и не мог отказаться от их получения; не разрешение ходатайства об истребовании дополнительных доказательств в подтверждение факта эксплуатации "адрес" в "адрес" до заключения им договора с ТСЖ "Наш дом", а именно справок ресурсоснабжающих организаций; несоразмерность оказанной государственной поддержки (около ***) и возможной меры поддержки по договору от ДД.ММ.ГГ в виде бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Государственная инспекция Алтайского края просила об оставлении решения суда без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав заявителя Горюка В.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственной инспекции Алтайского края - Кравцову С.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, на основании представленных ДД.ММ.ГГ Комитетом сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья Государственной инспекций Алтайского края включены сведения о Горюке В.И. в связи с заключением последним с ООО "Барнаулинвестстрой" договора от ДД.ММ.ГГ *** и форме поддержки в виде продолжения строительства проблемного объекта - "адрес" в "адрес".
ДД.ММ.ГГ Горюк В.И. принят на учет в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, сведения об изменении заявленной формы государственной поддержки на бесплатное предоставление земельного участка направлены в Государственную инспекцию Алтайского края для включения в вышеуказанный реестр.
ДД.ММ.ГГ Государственной инспекцией Алтайского края сообщено Комитету об исключении сведений о Горюке В.И. из реестра пострадавших участников строительства жилья со ссылкой на п.8 Порядка и подтвержденный ТСЖ "Наш дом" факт получения Горюком В.И. ДД.ММ.ГГ вышеуказанной однокомнатной квартиры в "адрес" в "адрес", завершенном строительством при государственной поддержке, предусмотренной п.п.5, 9 ч.2 ст.6 Закона.
ДД.ММ.ГГ Государственной инспекцией Алтайского края об этом сообщено непосредственно Горюку В.И.
ДД.ММ.ГГ Комитетом Горюку В.И. была направлена информация Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по заключенному заявителем с ООО "Барнаулинвестстрой" договору ранее были предоставлены меры государственной поддержки, что, в силу ч.7 ст.6 Закона, исключает повторное предоставление мер поддержки заявителю по иному договору и является основанием к исключению из реестра пострадавших участников строительства жилья.
Данный вывод основан на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11 мая 2011 года N 53-ЗС (далее - Закон), вступившего в силу с 29 мая 2011 года, настоящий Закон регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные, в том числе на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их.
Согласно п.п.1, 2 п.5 ч.1 ст.2 Закона, пострадавшим участником строительства жилья признается, гражданин, вложивший денежные средства в строительство проблемного объекта и включенный в реестр; гражданин, вложивший денежные средства в строительство многоквартирного дома и утративший их в результате неправомерных действий застройщика, включенный в реестр.
Частью 2 статьи 6 Закона определены формы государственной поддержки пострадавших участников строительства жилья, включая бесплатное предоставление пострадавшим участникам строительства жилья земельных участков в соответствии с законодательством Алтайского края (п.1); установление в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами (п.5); установление понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за земельные участки, на которых расположены проблемные объекты (п.9).
Для получения мер государственной поддержки, предусмотренных пунктами 4 - 10 части 2 настоящей статьи, пострадавшие участники строительства жилья создают некоммерческую организацию и принимают решение по поводу продолжения строительства проблемного объекта застройщиком или о смене застройщика, которое направляется в уполномоченный орган (ч.3 ст.2 Закона).
В силу ч.1, 2 ст.4 Закона, уполномоченный орган организует ведение реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья.
Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Постановлением Администрацией Алтайского края от 08 августа 2011 года N435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (далее - Порядок).
Из пункта 2 Порядка, пункта 1 Постановления Администрации Алтайского края от 24 января 2011 года N24 "О создании Государственной инспекции Алтайского края" следует, что формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
В силу п.8 Порядка, основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются: а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья; б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст.6 Закона.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 сентября 2011 года N2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, в соответствии с п.3 которого с заявлением о включении в Реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 закона Алтайского края от 11 мая 2011 года N53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края".
В соответствии с п.4, 5 названного Порядка комиссия, созданная приказом комитета, рассматривает заявление и приложенные документы в течение 10 рабочих дней с момента регистрации и принимает решение о подготовке сведений либо отказе в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья.
Основаниями для отказа в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья являются: исполнение обязательств застройщиком перед пострадавшим участником строительства жилья; оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной статьей 6 Закона.
Следует отметить, что Закон Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 07 ноября 2012 года N85-ЗС, дополнивший статью 6 Закона частью 7, согласно которой меры государственной поддержки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются пострадавшим участникам строительства жилья однократно и вне зависимости от количества имеющихся у участника строительства договоров, подтверждающих право гражданина на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, один и тот же договор является основанием для оказания мер государственной поддержки только одному пострадавшему участнику строительства жилья, при этом учитываются меры государственной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Алтайского края, в том числе через некоммерческие организации, созданные пострадавшими участниками строительства жилья, оказанные до вступления в силу настоящего Закона - вступил в силу через 10 дней после официального опубликования - 21 ноября 2012 года и не предусматривает придания его положениям обратной силы, в связи с чем, по правилам ст.6 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Вместе с тем, и из вышеприведенных норм, действовавших на момент возникновения спорных отношений (обращения по вопросу включения в названный реестр) следовало, что состоящие в реестре пострадавших участников строительства жилья граждане могут быть исключены из указанного реестра в двух вышеуказанных случаях, в том числе при оказании соответствующей государственной поддержки этим лицам. При этом данные нормы не предусматривают, что такая поддержка должна быть оказана лишь после вступления Закона в законную силу и в установленном им порядке. Не предусмотрено и право пострадавших участников строительства жилья на неоднократное получение мер поддержки в случае неисполнения застройщиком обязательств по нескольким договорам.
Из материалов дела следует, что Горюк В.И. ДД.ММ.ГГ заключил с ООО "Барнаулинвестстрой" договор *** об инвестировании строительства жилья, по условиям которого внес *** за комнату гостиничного типа с санузлом строительный *** общей проектной приведенной площадью *** на *** этаже в блок-секции *** в "адрес" в "адрес". По данному договору обязательства застройщиком не исполнены.
ДД.ММ.ГГ Горюк В.И. заключил с ООО "Барнаулинвестстрой" договор *** об инвестировании строительства жилья, по условиям которого внес денежные средства за однокомнатную квартиру *** на *** этаже в блок-секции *** "адрес" в "адрес".
Строительство жилого "адрес" в "адрес" ООО "Барнаулинвестстрой" завершено не было.
ДД.ММ.ГГ учредителем ООО "Барнаулинвестстрой" принято решение о ликвидации ООО "Барнаулинвестстрой" и утверждении ликвидационной комиссии в составе одного человека - Горюка В.И.
Общим собранием собственников данного многоквартирного дома ДД.ММ.ГГ, на котором присутствовал и заявитель, было принято решение об объединении в товарищество собственников жилья.
Распоряжением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2009 года N 116-р, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края поручено оказать содействие лицу, которое будет осуществлять функции застройщика многоквартирного дома на земельном участке по "адрес" в "адрес" в оформлении прав на земельный участок.
Распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** ТСЖ "Наш дом" из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** в аренду на *** года для организации работ по завершению строительства и дальнейшей эксплуатации *** этажного жилого дома со встроенными предприятиями сервисного обслуживания по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГ между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и ТСЖ "Наш дом" заключен соответствующий договор *** аренды вышеуказанного земельного участка.
Постановлением Администрации Алтайского края от 11 февраля 2010 года N48 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 12.04.2007 N 146 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения" - названный Порядок дополнен пунктом 2.5.4, согласно которому при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые без проведения торгов, при предоставлении земельных участков для организации работ по завершению строительства многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес" в "адрес" применяется коэффициент ***.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 марта 2010 года N86 "О внесении изменения в постановление Администрации края от 12.04.2007 N146" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения утвержден в новой редакции. Пунктом 2.3. данного Порядка дифференцированный коэффициент для исчисления арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для организации работ по завершению строительства, в том числе "адрес" в "адрес" установлен - ***.
ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Наш дом" Комитетом выдано разрешение на строительство указанного жилого дома.
ДД.ММ.ГГ между ТСЖ "Наш дом" и Горюком В.И. заключен договор об инвестировании завершения строительства жилого дома по "адрес" в "адрес" ***, по условиям которого стороны обязались объединить усилия и финансовые возможности в целях завершения строительства дома с последующим вводом его в эксплуатацию, Горюк В.И. обязался передать денежные средства в сумме *** для осуществления строительства объекта, а застройщик - передать однокомнатную "адрес", общей площадью ***, расположенную на *** этаже блок-секции ***. Обязательства по данному договору сторонами исполнены, Горюком В.И. произведена оплата, а ТСЖ "Наш дом" - передана квартира, что оформлено справкой-актом от ДД.ММ.ГГ ***.
Строительство "адрес" в "адрес" завершено в ДД.ММ.ГГ, заключение о его соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации утверждено приказом Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края ДД.ММ.ГГ (л.д.40).
ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Наш дом" Комитетом выдано разрешение на ввод данного дома в эксплуатацию.
Право собственности Горюка В.И. на "адрес" в "адрес" зарегистрировано ДД.ММ.ГГ на основании вышеуказанного договора об инвестировании завершения строительства жилого дома.
Из вышеприведенных установленных обстоятельств следует, что участники строительства "адрес" в "адрес", включая Горюка В.И., пострадали от действий первоначального застройщика - ООО "Барнаулинвестстрой", которым дом не был введен в эксплуатацию, в связи с чем, им была оказана государственная поддержка в формах, предусмотренных ст.6 Закона.
Доводы апелляционной жалобы об обратном опровергаются совокупностью исследованных и верно оцененных судом первой инстанции доказательств, в том числе вышеуказанных документов.
Ссылка Горюка В.И. на акт приема-передачи "адрес" в "адрес" от ДД.ММ.ГГ в подтверждение надлежащего исполнения ООО "Барнаулинвестстрой" обязательств по договору - не может быть принята во внимание, поскольку на тот момент разрешение на ввод дома в эксплуатацию получено не было, права на земельный участок в установленном порядке не оформлены, а соответственно, квартира как объект жилищного фонда не существовала и не могла в силу закона использоваться для проживания.
Кроме того, из подписанного самим заявителем договора от ДД.ММ.ГГ *** следовало, что требовалось дополнительное финансирование для завершения строительства дома.
Ссылка в апелляционной жалобе в подтверждение того же обстоятельства на судебные акты арбитражного суда - несостоятельна, поскольку представленные заявителем судебные постановления были приняты по делам, не связанным с правоотношениями с его участием.
Доводы о не разрешении судом ходатайства об истребовании документов не могут быть приняты во внимание, поскольку копия протокола совещания администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** (на котором обсуждался вопрос об обеспечении тепло-, водоснабжения домов *** и *** по "адрес" в "адрес") заверена председательствующим, в связи с чем, необходимости в приобщении к материалам дела оригинала данного документа не имелось, а об истребовании иных документов заявитель, как следует из протоколов судебных заседаний, не просил. При этом следует отметить, что сам по себе факт проживания граждан в доме до его сдачи в эксплуатацию правового значения для дела не имеет.
Утверждение в жалобе о том, что в решении суда не указаны нормы материального права, на основании которых он отнесен к кругу пострадавших участников строительства жилья в связи с заключением договора об инвестировании строительства жилья в "адрес" в "адрес", - противоречит содержанию решения, в котором соответствующий вывод мотивирован со ссылкой на ст.2 Закона.
Доводы жалобы о том, что условия заключенного с ТСЖ "Наш дом" договора не предусматривали получения мер государственной поддержки, смета к нему, которая отражала бы сумму соответствующей поддержки, не составляясь, об оказании государственной поддержки данному товариществу собственников жилья он не уведомлялся и не мог отказаться от их получения - не свидетельствуют об ошибочности выводов суда. Данные обстоятельства сами по себе не имеют значения для решения вопроса о включении либо исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья для целей Закона.
При этом заявитель при рассмотрении дела и апелляционной жалобы фактически не оспаривал, что был осведомлен о принятых мерах государственной поддержки для обеспечения сдачи в эксплуатацию "адрес" в "адрес" до получения ДД.ММ.ГГ справки о передаче квартиры от ТСЖ "Наш дом".
Доводы жалобы о несоразмерности оказанной при завершении строительства "адрес" в "адрес" поддержки иным предусмотренным законом формам такой поддержки - также не имеют значения для дела.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Горюка В. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.