Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Тертишниковой Л.А., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шадриной Г. В. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 июля 2013 года
по иску Шадриной Г. В. к Управлению Пенсионного фонда России в "адрес" Алтайского края об установлении факта получения заработной платы,
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Шадрина Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в г. Барнауле Алтайского края об установлении факта получения в период с ДД.ММ.ГГ года в должности товароведа магазина *** в Барнаульском Текстильшвейобувьторге заработной платы в размере: в январе ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГ.- "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в Барнаульском Текстильшвейобувьторге контролером в магазине ***, с ДД.ММ.ГГ - товароведом в магазине ***, с ДД.ММ.ГГ - администратором в магазине ***, с ДД.ММ.ГГ - товароведом в магазине ***.
Шадрина Г.В. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ, размер пенсии ответчиком начислен меньше минимального размера пенсии. Истец же просит применить для расчета пенсии заработную плату за период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Сведения о размере заработной платы Шадриной Г.В. за вышеуказанный период были переданы в архив не в полном объеме, поэтому подтвердить документально сведения о заработной плате за 5 лет подряд истец не могла, в связи с чем, просит суд установить факт получения ею заработной платы, исходя из имеющихся справок, косвенно подтверждающих, что заработная плата в ДД.ММ.ГГ году была не меньше заработной платы в ДД.ММ.ГГ году.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований Шадриной Г. В. к Управлению Пенсионного фонда России в г. Барнауле Алтайского края об установлении факта получения заработной платы оставлены без удовлетворения.
Истец Шадрина Г.В., не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указала на то, что согласно трудовой книжке, в спорный период времени работала товароведом в магазине ***, и представленные в суд справки свидетельствуют об увеличении заработной платы с ДД.ММ.ГГ годы. В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития размер заработной платы в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае невозможности определения причинителя вреда, может подтверждаться документами, косвенно подтверждающими фактический заработок работника на конкретном предприятии.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе истца извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении извещений.
От истца Шадриной Г.В. ДД.ММ.ГГ в канцелярию Алтайского краевого суда поступило заявление об отложении судебного заседания в связи с невозможностью ее участия по состоянию здоровья.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия не находит оснований для отложения дела, поскольку доказательств наличия заболевания, препятствующего истцу участвовать при разрешении ее жалобы, не предоставлено. При этом судебной коллегией учтено, что заболевание, на которое имеется ссылка в ходатайстве, не явилось препятствием для личной явки истца в суд в день судебного заседания с указанным заявлением.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ст. 327.1 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу п. 2, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", расчетный размер трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со ст. 30.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в целях единообразного применения указанного Закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Право издавать разъяснения Правительство поручило Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими органами исполнительной власти.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России от ДД.ММ.ГГ N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень от 27.02.2002 г. N 16/19па).
Пунктом 26 Перечня от 27.02.2002 г. N 16/19па определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 г. в случаях утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В силу п. 2 ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и п. 2 ст. 24 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Совокупный анализ вышеуказанных норм пенсионного законодательства о порядке подтверждения среднемесячного заработка работника при назначении трудовой пенсии позволяет сделать вывод, что при утрате первичных бухгалтерских документов работодателя подтверждение его размера возможно на основании иных документы, косвенно подтверждающих фактический заработок работника на предприятии.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шадрина Г.В. ДД.ММ.ГГ принята на должность ст. контролера в магазин *** Барнальуского Текстильшвейобувьторга, с ДД.ММ.ГГ переведена товароведом в магазин ***, ДД.ММ.ГГ переведена администратором в магазин ***, с ДД.ММ.ГГ переведена товароведом в магазин ***, ДД.ММ.ГГ уволена по собственному желанию (л.д. 7-13).
Истец Шадрина Г.В. с ДД.ММ.ГГ является получателем пенсии по старости и состоит на учете в УПФ РФ (ГУ) г. Барнаула. Размер трудовой пенсии составляет "данные изъяты" рублей.
В представленном профсоюзном билете ***, от ДД.ММ.ГГ, содержатся данные об уплате профсоюзных взносов за ДД.ММ.ГГ год, однако, нет сведений о размере взносов и сумме заработка истца, с которой были уплачены взносы.
Представленная истцом архивная справка (л.д. 15-17) содержит достоверные сведения о фактической заработной плате истца за период с ДД.ММ.ГГ г., с ДД.ММ.ГГ г., с ДД.ММ.ГГ г., поскольку указанные сведения представлены на основании первичных документов работодателя - лицевых счетов работников и приняты пенсионным органом при назначении трудовой пенсии.
Таким образом, архивная справка не содержит сведений о конкретных размерах заработной платы Шадриной Г.В. за период с ДД.ММ.ГГ года, которые бы отвечали указанным выше требованиям и позволяли бы определить наличие или отсутствие обстоятельств, которые подлежат учету в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Какие-либо документы, косвенно подтверждающие индивидуальный фактический заработок Шадриной Г.В. на конкретном предприятии, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка Шадриной Г.В. за указанный ей период, последней не представлены.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом приведенных выше норм права пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих размер заработной платы истца за период с января по декабрь 1988 г. и принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на несогласие с оценкой исследованных судом доказательств, изменять которую у судебной коллегии оснований не имеется.
При таких данных оснований к отмене решения суда коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадриной Г. В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.