Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Еремина В.А.
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Орлова Л. П. на решение Угловского районного суда Алтайского края от 25 июля 2013 года
по делу по иску Орлова Л. П. к Мирненскому сельскому Совету депутатов Угловского района Алтайского края, администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края о признании незаконным решения, взыскании задолженности по выплате ежемесячного денежного содержания, понуждении производить доплату до уровня ежемесячного денежного содержания.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлов Л.П. обратился в суд с иском к муниципальному образованию Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края, муниципальному образованию Угловский районный Совет Угловского района Алтайского края о взыскании в солидарном порядке с указанных ответчиков в свою пользу денежного содержания в размере "данные изъяты" руб.
По инициативе истца судом была произведена замена первоначально указанных соответчиков на соответчиков в лице Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края, администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края.
В окончательном варианте требований истец просил:
- признать незаконным и отменить решение Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края N54 от 18 декабря 2012 года "О предоставлении социальной гарантии главе администрации Мирненского сельсовета" как изданное с нарушением норм действующего законодательства;
- взыскать с администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края в пользу Орлова Л.П. "данные изъяты" коп. денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- обязать производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого ему по замещаемой должности главы администрации Мирненского сельского совета Угловского района с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- взыскать с ответчиков в солидарном порядке судебные расходы в размере "данные изъяты" руб. за составление искового заявления.
В обоснование требований указал, что 21 ноября 2008 года решением Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края он с 01 декабря 2008 года был назначен главой администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края сроком на 4 года. Условиями заключенного с ним контракта (п.15), а также Уставом муниципального образования Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края (ст. 35) ему гарантировались социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае", в том числе выплата в течение 1 года денежного содержания в случае неназначения на должность главы администрации по окончании установленного срока полномочий.
30 октября 2012 года вновь принятым Уставом МО Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края (ст. 36) срок выплаты вышеуказанного денежного содержания был сокращен до 3 месяцев.
ДД.ММ.ГГ им было подано заявление на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Мирненского сельсовета Угловского района, но на указанную должность был назначен Акимжанов Е.Н.
С указанного времени денежное содержание, размер которого составляет "данные изъяты" коп. в месяц, ему как лицу, не назначенному на должность главы администрации, не выплачивается. ДД.ММ.ГГ решением Мирненского сельского Совета депутатов ему было отказано в выплате указанного денежного содержания.
Считает, что денежное содержание подлежит выплате на основании ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5, 12 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае".
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 25 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований Орлова Л.П. к Мирненскому сельскому Совету депутатов Угловского района Алтайского края, администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края о признании незаконным и отмене решения Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края, взыскании денежного содержания, понуждении производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого по должности главы администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края, взыскании судебных расходов отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на то, что на момент заключения с ним контракта и возникновения права на предоставление гарантии действовал Устав муниципального образования Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края, принятый 11.07.2008 г., который предусматривал выплату в течение 1 года денежного содержания в случае неназначения на должность главы администрации по истечении срока контракта при условии замещения должности главы администрации не менее 1 года. Полагает, что положения данного Устава подлежат применению к спорным правоотношениям, и он имеет право на получение денежного содержания в течение года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Орлова Л.П. и его представителя Костицына В.Б., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 ноября 2008 года по результатам конкурса Орлов Л.П. назначен главой администрации муниципального образования Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края. 01 декабря 2008 года с ним заключен контракт сроком на 4 года (л.д. 180-184).
На основании решения Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края от 22.11.2012 г. N 48 с Орлова С.П. сняты полномочия главы сельсовета в связи с истечением срока полномочий (л.д. 179).
В дальнейшем истцом было подано заявление на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Мирненского сельсовета.
Решениями Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края, принятыми по итогам голосования седьмой сессии пятого созыва 18 декабря 2012 года, на должность главы администрации Мирненского сельсовета Угловского района Алтайского края назначен Акимжанов Н.К. Заявление Орлова Л.П. о предоставлении ежемесячного денежного содержания, выплачиваемого по должности главы администрации сельсовета, оставлено без удовлетворения.
Из положений статей 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется на отношения муниципальной службы, однако с особенностями, предусмотренными специальными федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе. Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
В настоящее время правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Содержание данного Федерального закона также указывает на то, что действие трудового законодательства распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ (статья 3), что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты не только в соответствии с трудовым законодательством, но и законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (пункт 3 части 1 статьи 11).
Из текста данного Федерального закона также усматривается, что законодатель, вводя понятие муниципальной службы и муниципального служащего (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 10), понятие должности муниципальной службы (часть 1 статьи 6) и в связи с этим устанавливая квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы (статья 9), правовой статус муниципального служащего (статьи 11, 12, 13 и 14), порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения (статьи 16 - 19), общие принципы оплаты труда муниципального служащего, гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, и пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи (статьи 22 - 25), порядок финансирования муниципальной службы (статья 34 и 35), одновременно констатирует, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (части 1 и 2 статьи 22, части 2 и 3 статьи 23).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" лицу, назначенному на должность муниципальной службы главы администрации муниципального образования и замещавшему указанную должность не менее одного года, при прекращении полномочий в случае его отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неназначения на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11-14 части 10, пунктом 3 части 11 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату за счет средств местного бюджета в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации муниципального образования, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий. В случае, если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты за счет средств соответствующего местного бюджета, но не более одного года со дня прекращения полномочий главы администрации муниципального образования.
Аналогичная гарантия предоставлялась и для выборного лица местного самоуправления, осуществлявшего полномочия на постоянной основе не менее одного года, при прекращении его полномочий частями 1, 2 статьи 12 Закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае", действовавшей к моменту окончания срока исполнения Орловым Л.П. обязанностей главы администрации сельского совета (Законом Алтайского края от 08 апреля 2013 года N 20-ЗС названная статья признана утратившей силу), в соответствии с которой выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе не менее одного года, при прекращении его полномочий в случае отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неизбрания на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11.1 - 14 части 6 статьи 36 и пунктом 9 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по замещавшейся должности, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий. В случае, если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты (с учетом индексации), предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты (с учетом индексации), но не более одного года со дня прекращения его полномочий.
При этом под неизбранием выборного лица местного самоуправления на очередной срок в настоящем Законе понимается его неизбрание как в ходе выборов, в которых выборное лицо местного самоуправления приняло участие, так и в результате его неучастия в данных выборах, а также невозможность участия в выборах в связи с внесением изменений в устав соответствующего муниципального образования либо в связи с преобразованием муниципального образования (ч.5 ст.12 Закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 130-ЗС).
Согласно ч. 5.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названных положений законов Российской Федерации и Алтайского края Мирненский сельский совет Угловского района Алтайского края, реализуя предоставленные ему полномочия, в Уставе, принятом решением Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края от 11 июля 2008 года N 24, предусмотрел, что глава администрации сельского совета, замещающий свою должность не менее одного года, в случаях удовлетворения Советом депутатов его заявления об отставке по собственному желанию либо истечения срока контракта продолжает получать денежное содержание (с учетом индексации), выплачиваемое по должности главы администрации сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае, если глава администрации сельсовета получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размеров денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по занимаемой ранее должности главы администрации сельсовета, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по должности главы сельсовета, но не более одного года со дня прекращения его полномочий по этой должности.
По смыслу приведенных норм права, условием получения заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности главы администрации сельского совета до момента трудоустройства являлось прекращение полномочий выборного должностного лица. До наступления этого условия права на получение указанной выплаты не наступало.
К моменту прекращения Орловым Л.П. полномочий главы сельского совета Устав муниципального образования от 11 июля 2008 года, предусматривающий предоставление социальной гарантии бывшему главе администрации сельского совета в случае истечения срока контракта в виде денежного содержания, выплачиваемого ему по должности главы администрации сельсовета в течение года со дня прекращения полномочий, утратил силу.
В связи с этим доводы жалобы истца о наличии оснований для получения им ежемесячного денежного содержания, выплачиваемого со дня прекращения его полномочий до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий, основан на неверном толковании норм материального права. Вывод суда первой инстанции в указанной части является правильным.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в иске, суд исходил из того. что Уставом муниципального образования Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края от 28 июня 2010 года, действовавшим на момент прекращения полномочий истца как главы администрации сельсовета, главе администрации сельсовета, замещавшему свою должность не менее одного года, при увольнении по соглашению сторон либо не назначении на указанную должность на очередной срок предусматривалось право на получение денежного содержания, выплачиваемого по должности главы администрации сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий, только при наличии на то решения Совета депутатов о предоставлении социальных гарантий, с учетом финансовой возможности бюджета поселения (п. 10 ст. 35 Устава). Однако Мирненским сельским Советом депутатов не принималось соответствующее решение о предоставлении Орлову Л.П. социальной гарантии в виде ежемесячного денежного содержания. Напротив, решением Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района N54 от 18 декабря 2012 года заявление Орлова Л.П. о предоставлении денежного содержания было оставлено без удовлетворения с учетом финансовой возможности бюджета поселения. Суд также принял во внимание справку, представленную комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Угловского района, согласно которой покрытие расходных обязательств консолидированного бюджета в 2012, 2013 г.г. осуществлено в размере 78% и 88% от потребности соответственно.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда исходя из следующего.
Принимая решение, суд не учел, что вопрос о предоставлении Орлову Л.П. социальной гарантии в виде ежемесячного денежного содержания рассматривался Мирненским сельским Советом депутатов Угловского района Алтайского края на седьмой сессии пятого созыва, состоявшейся 18 декабря 2012 года, когда действовал Устав муниципального образования Мирненский сельсовет Угловского района Алтайского края от 30 октября 2012 года, вступивший в силу после его официального обнародования 10 декабря 2012 года (л.д. 202).
Данный Устав в п. 10 ст. 36 предусматривает, что глава администрации сельского совета, замещающий свою должность не менее одного года, при прекращении полномочий в случае его отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неназначением на очередной срок, а также по сонованиям, предусмотренным пунктами 11-13 части 10, пунктом 3 части 11 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, получает ежемесячную выплату за счет средств бюджета поселения в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации) ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более трех месяцев со дня прекращения полномочий. В случае, если глава администрации сельсовета получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, данному лицу производится ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты за счет средств бюджета поселения, но не более трех месяцев со дня прекращения полномочий главы администрации сельсовета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно Уставу, действовавшему с 10 декабря 2012 года, предоставление бывшему главе администрации сельсовета социальной гарантии в виде ежемесячного денежного содержания, не поставлено в зависимость от наличия решения Совета депутатов о предоставлении социальных гарантий и финансовой возможности бюджета поселения, следовательно, решение Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края от 18.12.2012 г. N 54 "О предоставлении социальной гарантии главе администрации Мирненского сельсовета", которым Орлову Л.П. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении социальной гарантии в размере месячного денежного содержания, выплачиваемого ему по должности главы администрации сельсовета, является незаконным и подлежит отмене.
На основании положений Устава от 30.10.2012 г. Орлов Л.П. имеет право на получение ежемесячной выплаты в размере денежного содержания, ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации сельсовета, в течение трех месяцев со дня прекращения полномочий главы администрации сельсовета.
Из имеющихся в материалах дела справок усматривается, что денежное содержание Орлова Л.П. в период замещения им должности главы администрации сельсовета составляло "данные изъяты" коп. (л.д. 14-15).
Учитывая, что со дня прекращения полномочий главы администрации сельсовета Орлов Л.П. не трудоустроен, пособие по безработице не получает (л.д. 185-187), в его пользу с администрации Мирненсокго сельского совета Угловского района Алтайского края за счет средств бюджета поселения подлежит взысканию ежемесячная выплата за 3 месяца в размере "данные изъяты" коп. из расчета: "данные изъяты" коп. х 3 = "данные изъяты" коп.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения неправильно применил нормы права, что является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения о частичном удовлетворении заявленных Орловым Л.П. исковых требований.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая результат рассмотрения дела, с администрации Мирненсокго сельского совета Угловского района Алтайского края в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере "данные изъяты" руб. за составление искового заявления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Угловского районного суда Алтайского края от 25 июля 2013
года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Орлова Л. П. удовлетворить частично.
Признать решение Мирненского сельского Совета депутатов Угловского района Алтайского края от 18.12.2012 г. N 54 "О предоставлении социальной гарантии главе администрации Мирненского сельсовета" незаконным и отменить его.
Взыскать с администрации Мирненсокго сельского совета Угловского района Алтайского края за счет средств бюджета поселения в пользу Орлова Л. П. ежемесячную выплату за 3 месяца в размере "данные изъяты" коп. и судебные расходы в размере "данные изъяты" руб.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.