Судья Астраханского областного суда Сухачевой Т.Ю.,
при секретаре Боковой А., Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования "Курченский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Хабибуллаева С.Р. на решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 19 июня 2013 года по жалобе на постановление государственного инспектора Росприроднадзора Астраханской области от 26 февраля 2013 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Росприроднадзора Астраханской области от 26 февраля 2013 года должностное лицо глава администрации муниципального образования "Курченский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Хабибуллаев С.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Хабибуллаев С.Р. обратился с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности.
Решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 19 июня 2013 года постановление руководителя Астраханского Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 26 февраля 2013 года оставлено без изменения, жалоба Хабибуллаева С.Р. - без удовлетворения.
В жалобе Хабибуллаев С.Р. ставит вопрос об отмене постановления суда, считая его незаконным и необоснованным, просит производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав Хабибуллаева С.Р. поддержавшего доводы жалобы, представителя Росприроднадзора Сенягину А.С., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления и прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 К одекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Материалами дела установлено, что на основании плана контрольно-надзорной деятельности Управления на 2012 г., утвержденного приказом Росприроднадзора по Астраханской области N 738 от 28 октября 2011 года руководителем Управления Росприроднадзора по Астраханской области издан Приказ N 1199 от 19 октября 2012 г. о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства администрации МО "Курченский сельсовет" Наримановского района Астраханской области. Сроки проведения проверки установлены с 15 ноября 2012 года по 12 декабря 2012 года.
Приказом N 1459 от 11 декабря 2012 года "О внесении изменений в приказ Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 19 октября 2012 года N 1199 "О проведении плановой выездной проверки в отношении АМО "Курченский сельсовет" в части переноса сроков ее проведения" сроки проведения плановой проверки перенесены и установлен новый период проведения проверки с 18 декабря 2012 года по 26 декабря 2012 года.
12 декабря 2012 года Управление Росприроднадзора по Астраханской области направило Администрации МО "Курченский сельсовет" письмо N 01-04/8544, в котором Администрация ставится в известность о сроках проведения плановой проверки с 18 декабря 2012 года по 26 декабря 2012 года и предлагается обеспечить доступ к объектам проверки, а также предоставить необходимые документы, связанные с предметом проверки.
18 декабря 2012 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области издан приказ N 1484 "О внесении изменений в приказ Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 19 октября 2012 года N 1199 "О проведении плановой выездной проверки в отношении АМО "Курченский сельсовет", которым из пункта 3 исключено указание на назначение уполномоченным лицом Оленевой С.Н., включен новый пункт о назначении уполномоченным лицом для проведения проверки- Прокофьева А.Г.
Согласно письму Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от 15 апреля 2013 года N 20ж-2013, Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой внесен протест об отмене приказа Управления Росприроднадзора по Астраханской области N 1459 от 11 декабря 2012 года как незаконного. Данный протест рассмотрен и удовлетворен.
Решением Астраханского областного суда от 28 июня 2013 года было отменено постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 18 апреля 2013 года и прекращено производство по делу о привлечении администрации МО "Курченский сельсовет" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Постановлением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 17.07.2012 N 22-п утверждена Инструкция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами".
Согласно статьи 12 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13 указанного закона срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятнадцать часов.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Анализ документов, имеющихся в деле об административном правонарушении, позволяет сделать вывод о нарушении Управлением Росприроднадзора по Астраханской области требований федерального законодательства, устанавливающих порядок проведения плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, плановая выездная проверка Администрации МО "Курченский сельсовет" проведена за пределами сроков проведения проверки, установленных приказом N 1199 от 19 октября 2012 года, что подтверждается определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 декабря 2012 года N 01-04/8544. Приказ о переносе сроков проведения проверки N 1459 от 11 декабря 2012 года по представлению прокурора отменен как незаконный, приказ о продлении сроков проведения проверки не издавался. В материалах дела отсутствует акт проверки, составление которого обязательно в соответствии со статьей 16 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Следовательно, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ при нарушении установленной процедуры доказательства, полученные с нарушением требований закона, не могут рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
При таких обстоятельствах, районный суд при рассмотрении дела не дал надлежащую оценку обстоятельствам законности проведения проверки, в связи, с чем все доказательства, собранные по данному делу об административном правонарушении, не имеют юридической силы, поскольку собраны с нарушениями требований действующего законодательства.
Оценив в совокупности, исследованные по делу доказательства прихожу к выводу о необходимости отмены решения суда и прекращении производства по делу главы администрации муниципального образования "Курченский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Хабибуллаева С.Р. в соответствии с пунктом 2 статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Росприроднадзора Астраханской области от 26 февраля 2013 года и решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 19 июня 2013 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования "Курченский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Хабибуллаева С.Р., предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.