Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Хаировой Д.Р.,
при секретаре Гайнуллиной В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционному представлению Ахтубинского городского прокурора
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по иску Ахтубинского городского прокурора к МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский са "адрес" МО " "адрес"". МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", администрации МО "Ахтубинский район", Управлению образованием МО "Ахтубинский район" о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению законодательства ,
УСТАНОВИЛА:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с иском к ответчикам о признании бездействия незаконным и понуждению к исполнению законодательства о лицензировании и противодействии терроризму. В обоснование указал, что в марте 2013 года проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и противодействии терроризму при осуществлении образовательными учреждениями Ахтубинского района Астраханской области деятельности в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе прокурорской проверки установлено, что в МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 8 МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский са "адрес" МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" охрана образовательных учреждений, жизни и здоровья учащихся, обеспечение пропускного режима осуществляется лицами, не имеющими необходимой квалификации и подготовки, а также права на осуществление охраны жизни и здоровья граждан.
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период процесса обучения являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников. Проверкой установлено, что руководителями указанных учреждений должных мер к привлечению соответствующего финансирования и решению вопроса об обеспечении учреждения в установленном законом порядке надлежащей охраной не принято, что противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики по вопросу антитеррористической защищенности, а также влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся в указанных учреждениях.
Согласно пункту 7.1 статьи 14 и пункту 6.1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1.6 положения об Управлении образованием МО "Ахтубинский район" учредителем муниципальных учреждений образования всех типов и видов является администрация МО "Ахтубинский район" в лице Управления образованием администрации МО "Ахтубинский район". Согласно пункту 2.11 части 2 Положения Управление образованием МО "Ахтубинский район" в соответствии с возложенными на него задачами на правах учредителя муниципальных образовательных учреждений может выполнять среди прочих функцию - финансировать деятельность учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку у указанных муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений отсутствуют самостоятельные денежные средства, просил суд обязать администрацию муниципального образования "Ахтубинский район", Управление образованием муниципального образования "Ахтубинский район" обеспечить финансирование указанных дошкольных учреждений для осуществления охраны образовательных учреждений силами организаций, имеющих специальное разрешение (лицензию) или законное право на охрану жизни и здоровья граждан, а также обязать МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский са "адрес" МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" устранить нарушения законодательства о лицензировании и противодействии терроризму путем обеспечения физической охраны образовательного учреждения силами организаций, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности или законное право на охрану жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Абдуллаева Т.А. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Представители ответчиков администрации МО "Ахтубинский район" Пономарева Т.В., Управления образованием администрации МО "Ахтубинский район" Фомичева Е.Ю., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Колоскова Т.М., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Мацкайлова Т.Н., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Емцева Т.А., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Леонова О.В., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Биссиркина Т.В., МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N МО " "адрес"" Дерябина Н.А., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Гукасова С.К., МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N МО " "адрес"" Овсянникова Т.М., МДОУ "Детский сад N МО " "адрес"" Куприянова Е.Н., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Кантемирова Н.Н., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Марахтанова Л.А. в исковые требования Ахтубинского городского прокурора не признали, просили иск оставить без удовлетворения.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ахтубинского городского прокурора оставлено без удовлетворения.
В апелляционной представлении Ахтубинской городской прокуратуры ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
В судебное заседание не явились представители ответчиков администрации МО "Ахтубинский район" Пономарева Т.В., Управления образованием администрации МО "Ахтубинский район" Фомичева Е.Ю., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Колоскова Т.М., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Мацкайлова Т.Н., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Емцева Т.А., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Леонова О.В., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Биссиркина Т.В., МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N МО " "адрес"" Дерябина Н.А., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Гукасова С.К., МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N МО " "адрес"" Овсянникова Т.М., МДОУ "Детский сад N МО " "адрес"" Куприянова Е.Н., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Кантемирова Н.Н., МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"" Марахтанова Л.А., извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представили отзывы в которов возражали против удовлетворения апелляционного представителя, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, прокурора Самодаеву К.В., поддержавшую доводы представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Установлено, что в марте 2013 года Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и противодействии терроризму при осуществлении образовательными учреждениями Ахтубинского района Астраханской области в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, в результате которой выявлено, что охрана образовательных учреждений, привлеченных по данному гражданскому делу в качестве ответчиков, обеспечение пропускного режима, а также охрана жизни и здоровья учащихся данных образовательных учреждений осуществляется лицами, не имеющими необходимой квалификации и подготовки, а также права на осуществление охраны жизни и здоровья граждан. В связи с чем Ахтубинским городским прокурором заявлены требования об устранении нарушений законодательства о лицензировании и противодействии терроризму путем обеспечения физической охраны образовательного учреждения силами организаций, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности или законное право на охрану жизни и здоровья граждан.
В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Положениями пункта 3 части 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно статье 51 названного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, к числу которых относятся определение учебной нагрузки, режима занятий, организация оздоровительных образовательных учреждений, условия для медицинского обслуживания и питания обучающихся и воспитанников.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимализации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Данное положение также закреплено в пункте 7 статьи 11 Устава администрации МО "Ахтубинский район".
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.6 Положения об Управлении образованием администрации МО "Ахтубинский район", утвержденного постановлением главы администрации МО "Ахтубинский район" от 16.05.2008 N 550 "Об утверждении положения об Управлении образованием администрации МО "Ахтубинский район" учредителем муниципальных учреждений образования всех типов и видов является администрация МО "Ахтубинский район" в лице Управления образованием. Согласно пункту 1.7 Положения Управление образованием создается, в том числе, в целях финансирования муниципальных учреждений всех типов и видов: школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, пришкольных интернатов, информационно-прокатного центра и других.
Приказом Федерального агентства по образованию от 1.09.2008 N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" утвержден прилагаемый комплекс мер Федерального агентства по образованию по противодействию терроризму в сфере образования.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ни одна из перечисленных выше норм материального права не содержит указаний на необходимость выполнения образовательными учреждениями перечисленных в требованиях истца мероприятий в рамках предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории указанных учреждений. В иных нормативно-правовых актах соответствующие указания также отсутствуют.
Довод прокурора о необходимости применения к указанным правоотношениям Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в указанных дошкольных образовательных учреждениях осуществлен комплекс мер, направленных на защиту жизни и здоровья их воспитанников, а именно: заключены договоры с ФГКУ УВО УМВД России по "адрес" (МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N МО " "адрес"", МДОУ "Детский са "адрес" МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"") и ООО ОП "Волга-щит" (МДОУ "Детский сад комбинированного вида N МО " "адрес"") по охране имущества граждан и организаций подразделениями полиции посредством использования кнопки экстренного вызова полиции с передачей тревожных сообщений через канал GSM по сотовому телефону, в соответствии с данными договорами кнопка тревожной сигнализации выведена на сотовые телефоны каждого воспитателя группы, а также телефоны заведующих детскими садами, заведующих хозяйствами и других сотрудников; территории детских садов имеют периметральные ограждения; в дневное время контроль за входящими посетителями осуществляется техническим персоналом учреждений, осуществляющих пропускной режим посредством использования домофонов, а в случае отсутствия таковых в некоторых учреждениях - дверных звонков, установления специально назначенным сотрудником детского сада личности лица, обратившегося в детский сад, выяснения цели визита, занесения обращения в специальный журнал и дальнейшего сопровождения лица по месту требования; в ночное время охрана учреждений осуществляется сторожами, с которыми заключены трудовые договоры, что не противоречит Квалификационному справочнику профессий рабочих, утвержденному Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20.02.1984 N 58/3-102. Требования к должности сторожа не содержат указаний на необходимость наличия лицензии на охранную деятельность.
Каждое образовательное учреждение имеет паспорт антитеррористической защищенности, согласованный с ОУФСБ по Астраханской области, в соответствии с которым разработаны: положения об организации пропускного режима, планы охраны объектов, инструкция и памятки действий должностных лиц при захвате заложников на объекте, при обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство, при получении по телефону сообщений об угрозе минирования объекта, при попытке проникновения на объект вооруженных людей. Инструкции и памятки доведены до сведения всех сотрудников детских образовательных учреждений.
Все образовательные учреждения прошли проверку готовности к учебному году, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 213 от 23.07.2008 (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 11.06.2010 N 599), что подтверждается актами, подписанными сотрудниками Роспотребнадзора, Госпожарнадзора, Управления образованием, а также администрации МО "Ахтубинский район".
Вышеуказанный приказ издан с целью организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. Приказом рекомендовано руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и руководителям образовательных учреждений, в т.ч. осуществлять оценку готовности образовательного учреждения к новому учебному году и выполнения мероприятий типового перечня (плана) по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, приведенного в письме Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 N АФ-102/09/43-828-19/01/2050-8-23, исходя из реального состояния дел, с учетом перспективного планирования исполнения мероприятий типового перечня (плана), включая вопросы финансового, материального и иных видов обеспечения в рамках бюджетного финансирования, реализации федеральных и региональных целевых программ и иных способов практической организации выполнения мероприятий типового перечня (плана).
Постановлением Правительства Астраханской области от 15.08.2012 N 350-П утверждена комплексная долгосрочная целевая программа "Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 2013-2017 годы", которой предусмотрено финансирование мероприятий по антитеррору из средств областного бюджета по линии Министерства образования и науки Астраханской области до 2017 года включительно.
С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно отказал в удовлетворении требований Ахтубинского городского прокурора, указав, что в судебном заседании не установлено законных оснований для возложения на дошкольные образовательные учреждения, привлеченные по делу в качестве ответчиков, а также на администрацию МО "Ахтубиинский район" и Управление образованием МО "Ахтубинский район" дополнительных обязанностей в виде обеспечения физической охраны образовательных учреждений силами организаций, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности.
Доводы апелляционного представления не являются основанием для отмены судебного решения, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
С учетом изложенного решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление Ахтубинского городского прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.