Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.,
при секретаре Гайнуллиной В.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционному представлению прокурора Наримановского района Астраханской области на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 2 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой района совместно с отделением государственного пожарного надзора по Наримановскому району Астраханской области проведена проверка соблюдения администрацией МО "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области пожарного законодательства. В результате проверки выявлены факты нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях общежитий, расположенных в "адрес" по адресу: "адрес"; "адрес"; "адрес", являющихся объектами муниципальной собственности. Наличие данных нарушений создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации, может воспрепятствовать тушению пожара и своевременной эвакуации граждан, а также привести к большому количеству лиц, пострадавших во время пожара.
Просит признать бездействие администрации МО "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, незаконным, обязать приобрести и установить в помещениях общежитий, расположенных по адресу: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" автоматическую пожарную сигнализацию, а также пожарные огнетушители в достаточном количестве.
В судебном заседании помощник прокурора Наримановского района Астраханской области Степанова С.Л. заявление поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.
Представитель администрации МО "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Казикенов Ш.З. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 2 июля 2013 года заявление прокурора Наримановского района Астраханской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд указал на аварийное состояние зданий общежитий и не учел акты проведенных проверок органом пожарного надзора о нарушении требований пожарной безопасности, что может повлечь в результате возникновения пожара опасность причинения вреда здоровью граждан.
Заслушав докладчика, помощника прокурора Самодаеву К.В., поддержавшую доводы представления, представителя администрации МО "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Казикенова Ш.З., возражавшего против удовлетворения представления , проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статьи 1 ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Положениями статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут; собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения.
Согласно пункту 1 указанных Правил требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Совета МО "Прикаспийский сельсовет" от 27 февраля 2006 года N 3 "О приеме в муниципальную собственность муниципального образования "Прикаспийский сельсовет" имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования "Наримановский район" и необходимого для решения вопросов местного значения" помещения общежитий, расположенные по адресу: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" приняты в муниципальную собственность МО "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района по акту передачи имущества, указанных в Перечне недвижимого имущества, передаваемого в собственность МО "Прикаспийский сельсовет" (л.д.6-11).
По результатам проверки соблюдения требований пожарного законодательства , проведенной ОГПН по Наримановскому району в период со 2 июля 2012 года по 2 августа 2012 года в адрес администрации МО "Прикаспийский сельсовет" вынесено предписание N 94-1-94 по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в общежитиях, расположенных по адресу: "адрес": отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствуют огнетушители в достаточном количестве, имеется загромождение эвакуационных и аварийных выходов мусором и оборудованием, отсутствует огнезащитное покрытие строительных конструкций, отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.
30 мая 2013 года прокуратурой района совместно с ОГПН по Наримановскому району повторно проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в указанных общежитиях.
Из актов проверки N 87, 88, 89, 90 от 30 мая 2013 года, составленных дознавателем ОГПН по Наримановскому району Ракишевым Р.Е. по результатам проверки соблюдения требований пожарного законодательства администрацией МО "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области следует, что в общежитиях, расположенных по адресу: "адрес", отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и огнетушители в достаточном количестве. Устранены нарушения требований пожарного законодательства в части загромождения эвакуационных и аварийных выходов, отсутствия огнезащитных покрытий на строительных конструкциях и инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установка автоматической пожарной сигнализации и выполнение строительно-монтажных работ в силу части 2 статьи 6, частей 1, 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не является добросовестным и разумным способом защиты прав неопределенного круга лиц, так как здания общежитий признаны аварийными, что может принести вред в момент выполнения строительно-монтажных работ по установке автоматической пожарной сигнализации.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 разд. 1 Положения о признании помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. признание дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
11 апреля 2011 года межведомственной комиссией муниципального образования "Прикаспийский сельсовет" по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции проведено обследование многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: "адрес". На основании актов обследования помещений межведомственная комиссия приняла заключения о несоответствии данных жилых домов требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и их непригодности для постоянного проживания, прекращении эксплуатации и последующего сноса.
Согласно постановлениям МО "Прикаспийский сельсовет" N 10-б, N 10-а, N 10-д, N 10-г от 22 апреля 2011 года указанные многоквартирные жилые дома (общежития) признаны непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, постановлено принять меры по отселению физических лиц из многоквартирных жилых домов в срок не позднее 12 месяцев со дня поступления на эти цели средств из областного бюджета.
Как следует из пояснений главы МО "Прикаспийский сельсовет" Казикенова Ш.З. суду апелляционной инстанции, в общежитиях по "адрес" в "адрес" до настоящего времени проживают граждане, вопрос об их отселении в связи с признанием домов аварийными не решается ввиду отсутствия поступления на эти цели денежных средств.
Таким образом, апелляционной инстанцией установлено, что, несмотря на признание зданий общежитий аварийными и запрещении их эксплуатации, жилые помещения по настоящее время эксплуатируются по своему назначению, в них проживают граждане, и срок их отселения администрацией сельсовета не определен.
Учитывая, что ц елью обращения прокурора в суд с данным заявлением является предотвращение в случае возникновения пожара опасности для жизни и здоровья проживающих в общежитиях лиц, а также граждан, находящихся в непосредственной близости, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявления.
Доводы главы администрации МО "Прикаспийский сельсовет" Казикенова Ш.З. об отсутствии бездействия со стороны администрации в связи с проведением необходимых мероприятий являются несостоятельными, поскольку пожарная безопасность считается обеспеченной при обязательном, полном и своевременном исполнении требований федерального закона и свода правил по обеспечению
первичных мер пожарной безопасности для предотвращения пожаров, спасения людей и имущества от пожаров.
Однако выявленные в ходе проведения проверки ОГПН по Наримановскому району 30 мая 2013 года нарушения, связанные с отсутствием в помещениях огнетушителей в достаточном количестве и автоматической пожарной сигнализации, не
были устранены администрацией сельсовета согласно предписанию ОГПН Наримановского района N 94 1-11-94 от 2 июля 2012 года, что подтверждается актами проверки от 30 мая 2013 года.
При этом не обращение прокурора в суд с иском о запрете эксплуатации жилого помещения в порядке статьи 1065 ГК РФ не имеет правового значения для рассмотрения данного дела о возложении на администрацию сельсовета обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционного представления и имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 2 июля 2013 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления прокурора Наримановского района Астраханской области.
Признать бездействие администрации муниципального образования "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "Прикаспийский сельсовет" Наримановского района Астраханской области устранить нарушения требований пожарного законодательства, а именно: приобрести и установить в помещениях общежитий, расположенных по адресу: "адрес" автоматическую пожарную сигнализацию, а также пожарные огнетушители.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.