Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хаировой Д.Р.
при секретаре Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского района г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года по иску прокурора г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г. Астрахани, администрации г. Астрахани о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Астрахани обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированных свалок, указав, что прокуратурой г. Астрахани проведена проверка соблюдения администрацией г. Астрахани природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обнаружена несанкционированная свалка на пересечении "адрес" и на пересечении "адрес". В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку на пересечении "адрес" и на пересечении "адрес", и обязать ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Мурадханова Э.Р. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года требования прокурора удовлетворены в полном объеме, бездействие администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани, выразившееся в непринятии мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку на пересечении "адрес" и на пересечении "адрес" признано незаконным. На администрацию г. Астрахани и администрацию Ленинского района г. Астрахани возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на пересечении "адрес" и на пересечении "адрес".
В апелляционной жалобе администрации Ленинского района г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Судом не установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В материалах дела отсутствует подтверждение, что земельный участок, на котором находится свалка, является муниципальной собственностью, адрес свалки имеет ориентировочное указание без указания кадастрового номера.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчиков администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Гущина Ю.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Самодаевой К.В. о законности и обоснованности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 1 Распоряжения администрации города Астрахани от 2 февраля 2012 года N 48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения администрации города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением отнесены к полномочиям администраций районов города.
Исходя из пункта 2.2.9 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в г. Астрахани, утвержденных решением городского Совета г. Астрахани от 1 июля 2003 года N 51 на территории частной застройки ответственность за содержание контейнерных площадок несут администрации районов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ за N, согласно которому на пересечении "адрес" и на пересечении "адрес" "адрес" , имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления, мусора от бытовых помещений, отходы пропилена, отходы сухой растительности, мусор строительный, что является нарушением требований пункта 2.2.9 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в г. Астрахани, Распоряжения администрации города Астрахани от 2 февраля 2012 года N 48-р.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, районный суд обоснованно пришел к выводу о бездействии администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани в части неисполнения возложенных на них обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора. Бездействие администрации нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы жалобы о том, что отсутствует подтверждение о наличии муниципальной собственности на земельный участок, точного адреса свалок, являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела. Не указание кадастрового номера земельного участка не влияет на правильность выводов суда, и не освобождают администрацию от предусмотренных законом обязанностей.
Между тем, довод жалобы о том, что не установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия считает обоснованными, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом .
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что при удовлетворении заявления о признании незаконным действия (бездействия) в резолютивной части решения суда необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, судебная коллегия считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворение довода жалобы относительно срока исполнения решения суда не влияет на законность и обоснованность принятого решения.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района г. Астрахани - без удовлетворения.
Установить срок для исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.