Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре Кондратьеве С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского района города Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 25 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации города Астрахани, администрации Ленинского района города Астрахани незаконным ,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Астрахани, администрации Ленинского района г.Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированной свалки, указав, что 31 мая 2013 года в ходе проведения проверки природоохранного законодательства в районе муниципального образования установлена несанкционированная свалка отходов производства на территориях, расположенных вблизи реки Кривая Болда напротив административного здания ( "адрес"), рядом с АЗС (ООО ТД "Альфа-Трейд", "адрес") и в 15-ти метрах от Заболденского РЭС ( "адрес") незаконным, обязать ликвидировать несанкционированную свалку по указанному адресу.
Помощник п рокурора г. Астрахани в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель администрации г.Астрахани и администрации Ленинского района г.Астрахани в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 25 июля 2013 года требования прокурора удовлетворены в полном объеме, бездействие администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г.Астрахани в части непринятия мер по организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку на территориях, расположенных вблизи реки Кривая Болда напротив административного здания ( "адрес"), рядом с АЗС (ООО ТД "Альфа-Трейд", "адрес") и в 15-ти метрах от Заболденского РЭС ( "адрес") признано незаконным, возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
В жалобе представитель администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Масягина Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствия выводов фактическим обстоятельствам дела. В материалах дела отсутствует подтверждение того, что земельный участок, на котором расположена свалка, является муниципальной собственностью, адрес свалки имеет лишь ориентировочные указания без указания кадастрового номера. Кроме того, судом не установлен разумный срок для устранения нарушения и исполнения решения суда.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации г. Астрахани не явился, извещен надлежащим образом. Судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав докладчика, представителя администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Гущина Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Самодаеву К.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения.
Согласно статье 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 распоряжения администрации города Астрахани от 02.02.2012 N 48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения администрации города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением отнесены к полномочиям администраций районов города.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Астрахани совместно с представителями Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области произведено обследование земельного участка, расположенного на территориях, расположенных вблизи реки Кривая Болда напротив административного здания ( "адрес"), рядом с АЗС (ООО ТД "Альфа-Трейд", "адрес") и в 15-ти метрах от Заболденского РЭС ( "адрес"), в ходе которого установлено, что почва захламлена различными видами отходов производства и потребления, мусором об бытовых помещений, отходами пропилена, сухой растительности.
Данные обстоятельства подтверждаются актом N 473-13 Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по результатам обследования земельного участка на территориях, расположенных вблизи реки Кривая Болда напротив административного здания ( "адрес"), рядом с АЗС (ООО ТД "Альфа-Трейд", "адрес") и в 15-ти метрах от Заболденского РЭС ( "адрес"), н а предмет несанкционированных свалок отходов производства и потребления .
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии администрации г.Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани в части неисполнения возложенных на них обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора. Бездействие администрации нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными и обоснованными, поскольку в результате неосуществления должного контроля и неисполнения функциональных обязанностей, бездействие городской и районной администрации создается опасность для окружающей среды, нарушаются охраняемые законом интересы граждан и установленные законом требования по охране окружающей среды, что явилось основанием для обращения прокурора в суд.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствует подтверждение, что земельный участок, на котором расположена свалка, является муниципальной собственностью, адрес свалки имеет лишь ориентировочные указания без указания кадастрового номера, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.
Статьей 13 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Следовательно, администрация Ленинского района г.Астрахани на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно абзацу 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом указанного требования закона, характера правоотношений и обязанности, которая возложена на администрацию города и администрацию района обжалуемым решением, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости установления срока для устранения нарушений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Иные доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правовых оснований и направлены на переоценку выводов суда и иное применение и толкование закона. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района г. Астрахани - без удовлетворения.
Установить администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани срок для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территориях, расположенных вблизи реки Кривая Болда напротив административного здания ( "адрес"), рядом с АЗС (ООО ТД "Альфа-Трейд", "адрес") и в 15-ти метрах от Заболденского РЭС ( "адрес"), в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.