Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,
судей областного суда Обносовой М.В., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе Администрации Ленинского района г.Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 27 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Ленинского района г.Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района г. Астрахани, Администрации г. Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района г.Астрахани, Администрации г. Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированных свалок, указав в заявлении, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения Администрацией г.Астрахани природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: обнаружены несанкционированные свалки на береговой зоне р. " ... " в районе "адрес" В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие Администрации г. Астрахани и Администрации Ленинского района г. Астрахани по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированные свалки на береговой зоне р. " ... " в районе "адрес" и обязать ликвидировать указанные несанкционированные свалки.
Помощник прокурора Ленинского района г. Астрахани Свидовский С.А. в судебном заседании заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации г. Астрахани и Администрации Ленинского района г. Астрахани в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать прокурору Ленинского района г. Астрахани в удовлетворении заявленных требований.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 27 августа 2013 года заявленные требования прокурора г.Астрахани удовлетворены в полном объеме.
Бездействие Администрации г. Астрахани и Администрации Ленинского района г. Астрахани, выразившееся в непринятии мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированные свалки на береговой зоне р. " ... " в районе "адрес" признано незаконным.
На Администрацию г. Астрахани и "адрес" возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на береговой зоне р. " ... " в районе улиц "адрес"
В апелляционной жалобе Администрацией Ленинского района г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, указано, что в материалах дела отсутствует подтверждение, что земельные участки на котором находятся свалки, являются муниципальной собственностью, адреса свалок имеют ориентировочное указание, без указания кадастрового номера.
На заседание судебной коллегии не явились представители Администрации г.Астрахани, Администрации Ленинского района г. Астрахани, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представлено.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав прокурора Самодаеву К.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя требования прокурора, районный суд обоснованно исходил из того, что бездействие Администрации г. Астрахани и Администрации Ленинского района г.Астрахани по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данных муниципальных образований, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
С таким выводом суда судебная коллегия согласна, так как он является правильным, основанным на обстоятельствах дела и требованиях закона.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 12 названного Федерального закона, захоронение отходов на территории городских и других населенных поселений запрещается.
Аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно статье 8, части 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в частности организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка по факту несанкционированных свалок мусора на территории Ленинского района г. Астрахани, на береговой зоне реки " ... " в районе "адрес", а также на береговой зоне реки " ... " в районе "адрес".
По результатам проверки установлены места массового скопления твердых бытовых отходов на береговой зоне реки " ... " в районе "адрес", примерной площадью " ... " м. (стеклянные и пластиковые бутылки, целлофановые упаковки и пакеты, картонные коробки, отходы продуктов питания и т.п.).
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды от 5 августа 2013 года, составленного старшим помощником прокурора, а также фотоматериалами.
На основании пункта 24 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" к вопросам местного значения города Астрахани относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Распоряжением Администрации города Астрахани от 2 февраля 2012 года N 48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения администрации города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" в целях наиболее согласованной и эффективной реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства среди структурных подразделений администрации города администрациям районов города переданы полномочия по осуществлению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии оснований для отмены законного и обоснованного решения суда не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о недоказанности места расположения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов не нашли своего подтверждения. Расположение названных свалок определено на местности и указано в решении; доказательств о расположении указанных объектов на территории иных органов местного самоуправления не представлено.
Не влечет отмену решения суда довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не указал срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, поскольку исполнение решения суда на основании статей 13,209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производится в порядке и сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве.
Апелляционная жалоба не содержит доводы, опровергающие выводы суда, решение принято судом в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства, и оснований для его отмены, предусмотренных законом, не имеет.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Астрахани от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского района г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.