Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 24 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В., Апокиной Е.В.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2013 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе начальника ГУ УПФ в Жуковском муниципальном районе Брянской области К.В.В. на решение Жуковского районного суда Брянской области от 31 июля 2013 года по делу по иску К.В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Жуковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛА:
К.В.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что до и после прохождения им службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 1981 по 1983 год он работал подземным электрослесарем Адрасманского свинцово-цинкового комбината, всего 9 лет 11 месяцев и 3 дня (с учетом зачета службы в армии). Указанный стаж дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы, однако по достижении им возраста 51 год ответчик отказывает ему назначить пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста на 9 лет, исключив из стажа период прохождения военной службы по призыву. Полагая такой отказ противоречащим п.п. 1 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях" и действующему в период службы в армии Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972 г., согласно которому служба в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, истец просил суд обязать ответчика включить в его специальный стаж период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.11.1981 г. по 19.12.1983 г.; обязать ГУ УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях" с момента возникновения у него права на досрочную пенсию, а именно: по достижении им возраста 51 год, т.е. с 29 июня 2013 года.
В судебном заседании К.В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель УПФ в Жуковском муниципальном районе Брянской области по доверенности Б.А.И. иск не признал, пояснив, что К.В.Н. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. у него не выработан необходимый для этого десятилетний специальный трудовой стаж, предусмотренный п.п. 1 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 31 июля 2013 года исковые требования К.В.Н. удовлетворены. Постановлено включить в специальный стаж К.В.Н. период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.11.1981 г. по 19.12.1983 г., обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Жуковском муниципальном районе Брянской области назначить К.В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 29 июня 2013 года.
В апелляционной жалобе начальник УПФ в Жуковском районе Брянской области К.В.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ" не предусматривает включение в специальный стаж работы периодов прохождения военной службы. При определении права на трудовую пенсию, исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до вступления в силу указанного закона о трудовых пенсиях, действительно может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, однако, даже с учетом периода службы в армии истцом не выработан в полной мере (10 лет) специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав представителя ГУ УПФ в Жуковском муниципальном районе Брянской области по доверенности С.Н.А., просившую отменить решение суда, возражения К.В.Н., полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, К.В.Н. 29.06.2013 года достиг возраста 51 год. Согласно данным о трудовой деятельности он с 09.07.1980г. по 19.12.1980г. работал учеником подземного электрослесаря Адрасманского свинцово-цинкового комбината; с 11.09.1981 года по 09.11.1981 года - подземным электрослесарем на Адрасманском свинцово-цинковом комбинате, с 10.11.1981 года по 20.12.1983 года К.В.Н. проходил действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР; с 17.01.1984 г. по 19.02.1991 года работал подземным электрослесарем на Адрасманский свинцово-цинковый комбинат.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области от 02.07.2013г., вышеназванные периоды работы истца, без зачета времени службы в армии, всего 7 лет 09 месяцев 23 дня, засчитываются органом пенсионного обеспечения по Списку N 1 позицией 1010100-б, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991г. в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях".
В силу названного пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж: соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Удовлетворяя исковые требования К.В.Н., суд первой инстанции, руководствовался вышеприведенными нормами права, а также положениями законодательства, действовавшего в период прохождения истцом службы в Советской Армии, которые предусматривали возможность зачета периодов службы в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Так, согласно Закону СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, пунктами 16, 91, 109 которого предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку основным условием зачета периода службы в армии в специальный трудовой стаж названный закон связывал с осуществлением трудовой деятельности с вредными условиями труда непосредственно до или после прохождения службы, и такие условия в случае с К.В.Н. соблюдены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период службы К.В.Н. в Вооруженных Силах СССР, как следующий до и после осуществления трудовой деятельности на подземных работах, подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.
С учетом принятых к зачету ГУ УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области периодов работы и периода прохождения К.В.Н. военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.11.1981 г. по 19.12.1983 г., его специальный стаж составляет 9 лет 11 месяцев 2 дня, то есть более половины установленного п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" десятилетнего срока, требуемого для назначения досрочной пенсии по данному основанию.
Принимая во внимание, что в силу абз.2 п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в таком случае трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за К.В.Н. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на 9 лет, то есть по достижении им возраста 51 год с 29.06.2013г.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином, ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут послужить основанием для отмены или изменения принятого судом решения. Каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, доводы жалобы также не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жуковского районного суда Брянской области от 31 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника УПФР в Жуковском районе Брянской области К.В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А.Киселева
судьи областного суда Е.В.Сидоренкова
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.