Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Супроненко И.И.,
судей областного суда Мариной Ж.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Атамамедовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 октября 2013 года по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Советского районного суда города Брянска от 24 июля 2013 года по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 4 июля 1995 года по 13 сентября 2010 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Беларусь в исправительной колонии N Управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по "адрес".
Уволен из органов внутренних дел с должности начальника отдела исправительного процесса по пункту 154.1 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, то есть по собственному желанию.
По состоянию на 13 сентября 2010 года его выслуга лет составила: в льготном исчислении - 22 года 08 месяцев 15 дней, в календарном исчислении - 20 лет 02 месяца 09 дней.
Пенсия за выслугу лет в Республики Беларусь ему не назначалась.
8 января 2013 года он обратился в УМВД России по Брянской области о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", однако ему в этом было отказано ввиду отсутствия правовых оснований (ответ начальника отдела пенсионного обеспечения от 8 февраля 2013 года N).
Истец, указывая на незаконность данного отказа, просил в судебном порядке признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" и обязать отдел пенсионного обеспечения УМВД России по Брянской области назначить и выплачивать ему указанную пенсию за выслугу лет, начиная с 8 января 2013 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель УМВД России по Брянской области по доверенности Нигай О.И. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет. Считает, что назначение пенсии должно производиться по месту увольнения истца со службы, то есть в Республике Беларусь.
Решением суда от 24 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит отменить решение и принять новое, указывая на то, что оснований для отказа в иске у суда не имелось.
Считает, что на основании статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, имеет право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленном российским законодательством, поскольку он в настоящее время проживает в России.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей УМВД России по Брянской области по доверенностям ФИО6, ФИО7 и ФИО8, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относя определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Таким законом в настоящее время является, в частности Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, в том числе правовые основания назначения пенсий за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с военной службы, названный Закон в статье 4 указывает, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения проживающих в государствах-участниках Содружества Независимых Государств сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, переехавших на постоянное жительство в другое государство СНГ, 24 декабря 1993 года главами государств-участников СНГ, в том числе республики Беларусь, подписано Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств.
Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 года.
Частью 1 статьи 1 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В силу положений статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из материалов дела следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 4 июля 1995 года по 13 сентября 2010 года проходил службу в исправительной колонии N Управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по "адрес".
Уволен из органов внутренних дел по пункту 154.1 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь (по собственному желанию).
Согласно сведениям, содержащимся в справках ИК N управления ДИН МВД Республики Беларусь по "адрес" от 29 ноября 2011 года N ок и от 10 ноября 2011 года N ок, его выслуга лет по состоянию на 13 сентября 2010 года в льготном исчислении составляет 22 года 08 месяцев 15 дней, в календарном исчислении - 20 лет 02 месяца 09 дней. Необходимые материалы для назначения ему пенсии за выслугу лет в МВД Республики Беларусь по "адрес" не оформлялись, в связи с не достижением предельного возраста состояния на службе (45 лет).
Кроме того, по делу установлено, что 27 сентября 2012 года ФИО5 получил вид на жительство на территории Российской Федерации.
С 23 октября 2012 года зарегистрирован на территории Российской Федерации по адресу: "адрес", "данные изъяты", "адрес", на срок до 28 апреля 2016 года.
Учитывая положения вышеназванных норм права и установленные по делу обстоятельства, апелляционная инстанция находит обоснованным суда первой инстанции о том, что истец не приобрел право на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел других государств-участников СНГ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, может осуществляться в том случае, если им уже была назначена пенсия по нормам законодательства соответствующего государства. Однако истцу пенсия за выслугу на территории республики Беларусь не назначалась.
Кроме того, он временно проживает на территории Российской Федерации, о чем свидетельствует временная регистрация в Брянской области (до 28 апреля 2016 года), а не постоянно как того требует часть 1 статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года и о чем разъяснено решением Экономического Суда СНГ N о толковании применения этой нормы права, на которое ссылается истец в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца по иску, фактически выражают несогласие с выводами суда, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку по делу установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
РешениеСоветского районного суда города Брянска от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Супроненко
Судьи областного суда Ж.В. Марина
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.