Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Зубковой Т.И., Денисюка О.Н.,
при секретаре Скориновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 октября 2013 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе С.Н.Д., С.В.Д., Г. на решение Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2013 года по делу по иску С.Н.Д., С.В.Д., Г. к ОАО " С.", Департаменту экономического развития Брянской области о признании права на отказ от универсальной электронной карты, обязании не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной карты, не передавать федеральный пакет сведений уполномоченному органу субъекта РФ для персонализации УЭК, не включать персональные данные в федеральный реестр УЭК, обязании не формировать региональный и комплексный пакеты сведений для персонализации УЭК, не включать персональные данные в региональный реестр УЭК, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
С.Н.Д., С. и Г. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 22.01.2013 г. ими были поданы заявления в Управление информационных технологий администрации Брянской области (правопреемник - департамент экономического развития Брянской области) и в ОАО "Социальные технологии" о запрете обрабатывать их персональные данные и об отказе от получения универсальной электронной карты до ее выпуска. Ответ из ОАО "Социальные технологии" им не поступил. Ответ департамента экономического развития не содержал ответы на поставленные вопросы. Из этого истцами сделан вывод, что ответчики не дают согласия на отказ от обработки их персональных данных и не признают их право на отказ от УЭК в нарушение ст.ст. 15, 36 Федерального закона "О персональных данных", ст. 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пп. "в", "е" Конвенции Совета Европы "О защите физических лиц при автоматизированной обработке данных".
Истцы просили суд признать право на отказ от универсальной электронной карты до установления сроков начала выпуска универсальных электронных карт Правительством РФ и публикации извещения о выпуске универсальных электронных карт субъектом федерации по месту их проживания; обязать ОАО "Социальные технологии" не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной карты на имя истцов, не передавать федеральный пакет сведений Департаменту экономического развития Брянской области для формирования сведений об истцах для персонализации УЭК, не включать персональные данные истцов в федеральный реестр УЭК; обязать Департамент экономического развития Брянской области не формировать региональный и комплексный пакеты сведений для персонализации УЭК на имя истцов, не включать персональные данные в региональный реестр УЭК, также просили суд взыскать с ОАО "Социальные технологии" уплаченную государственную пошлину.
В судебном заседании С.Н.Д. исковые требования поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов С.В.Д., Г. и представителей ОАО "Социальные технологии", департамента экономического развития Брянской области.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований С.Н.Д., С.В.Д., Г. отказано.
В апелляционной жалобе С.Н.Д., С. В.Д., Г. просят отменить решение суда, считая его незаконным, поскольку они заявляли об отказе от оформления, а не от получения УЭК, что влечет разные правовые последствия по обработке персональных данных. Кроме того, решение не мотивировано в части исковых требованиях о запрете обработки их персональных данных.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав возражения представителя департамента экономического развития Брянской области по доверенности Л ... на доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 22 Закона РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ универсальная электронная карта (далее - УЭК) представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
УЭК должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения: фамилию, имя и (если имеется) отчество пользователя универсальной электронной картой; фотографию заявителя (за исключением случаев выдачи универсальной электронной карты гражданину в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, а также выдачи универсальной электронной карты несовершеннолетнему, не достигшему возраста четырнадцати лет); номер универсальной электронной карты и срок ее действия; контактную информацию уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (часть 3 статьи 22 Закона).
Статей 25 названного Закона установлен порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлением граждан.
Статьей 26 Закона предусмотрен порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты.
Как следует из части 1 статьи 26 закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен постановлением Правительства РФ и законом субъекта РФ, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года (или иного срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи) заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей.
Положениями части 5 статьи 26 Закона закреплено право граждан в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, на обращение в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.
Определением Конституционного суда РФ от 18.10.2012 г. N 1961-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан К., П. и Т. на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено следующее: оспариваемое заявителями положение статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает возможность использования для выпуска универсальной электронной карты имеющихся у государственных органов и внебюджетных фондов персональных данных только тех граждан, кто не обратился с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты или не подал заявления о выдаче им данной карты. При этом в силу частей 4 и 5 той же статьи органы государственной власти предварительно публикуют в соответствующем печатном издании извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года такие заявления, а гражданин в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня опубликования извещения, вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. Тем самым гражданин имеет возможность не допустить использования его персональных данных в целях выпуска универсальной электронной карты.
Из дела видно, что 22.01.2013 г. заявителями были поданы заявления в Управление информационных технологий администрации Брянской области (правопреемник - департамент экономического развития Брянской области) и в ОАО "Социальные технологии" о запрете обрабатывать их персональные данные и об отказе от выдачи универсальной электронной карты до ее выпуска. В заявлениях они просили не оформлять универсальную электронную карту на их имя, не включать их персональные данные в реестр универсальных электронных карт, исключить персональные данные из информационных систем по оформлению и использованию универсальных карт.
Согласно ответу начальника управления информационных технологий ( ныне департамента экономического развития Брянской области) на обращения заявителей: универсальная карта с 1 января 2014 года на каждого из них оформлена не будет.
Поскольку заявители воспользовались своим правом на отказ от универсальной электронной карты, поэтому их персональные данные не будут использоваться ответчиками в целях выпуска УЭК.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует закону.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неправильном применении закона судом первой инстанции и несоответствии его выводов обстоятельствам, имеющим юридическое значение. Жалоба основана на неправильном толковании закона, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи областного суда Т.И. ЗУБКОВА
О.Н. ДЕНИСЮК
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.