Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 03 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Зубковой Т.И., Денисюка О.Н.
при секретаре Скориновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2013 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 24 июля 2013 года по делу по иску ФИО1 к Красносельской сельской администрации Выгоничского района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения по льготному основанию, признании права на единовременную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в обоснование требований указала, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистского концлагеря во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945г. (далее ВОВ), ветераном ВОВ и инвалидом вследствие общего заболевания и имеет соответствующие удостоверения, дающие право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Красносельской сельской администрации от 16.05.2013 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ей было отказано.
Полагает, что как бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря во время ВОВ, имеет льготное право предоставления ей единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Просила суд признать решение Красносельской сельской администрации N130 от 06.06.2013 года незаконным, признать право на предоставление единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции ФИО5 (представитель истицы) поддержал доводы апелляционной жалобы по письменно изложенным основаниям, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика Красносельской сельской администрации ФИО6 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи Зубковой Т.И., объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.
ФИО1 имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается соответствующим удостоверением.
Зарегистрирована и проживает как наниматель в квартире по адресу: "адрес", общей площадью 65 кв.м., собственником которой является ФИО7, собственного жилья не имеет.
Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Красносельской сельской администрации от 16.05.2013 года ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Решением Красносельской сельской администрации N 130 от 06.06.2013 года ФИО1 было отказано в предоставлении ей жилого помещения в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", поскольку она не имеет право на данную льготу.
В соответствии с п. 8 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Из вышеуказанной нормы Закона следует, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, за исключением инвалидов, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Статьей 15 ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны.
В силу пп. 3 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ... обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона дан перечень участников Великой Отечественной войны, в том числе из числа военнослужащих.
В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, перечень которых дан в подпунктах "а"-"и" пп. 1 п. 1 данной статьи.
Из содержания вышеуказанных норм Закона "О ветеранах" следует, что участники Великой Отечественной войны, перечисленные в п. 1 ст. 15 Федерального закона, одновременно признаются и ветеранами Великой Отечественной войны. Таким образом, участникам Великой Отечественной войны, перечисленным в п. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах", и являющихся ветеранами, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". В связи с тем, что бывшие узники фашистских концлагерей не относятся к категории ветеранов Великой Отечественной войны, на них не может распространяться действие ни пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах", ни Указа Президента от 7 мая 2008 г. N 714.
Кроме того, из пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона.
Данная норма Закона является отсылочной.
В силу п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 указанного Закона объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: ... по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Данной нормой Закона не предусмотрено обеспечение за счет субвенций из федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Расширительному толкованию данная норма не подлежит.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ФИО1 не имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем на основании п. 15 ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, в силу п. 5 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Из пункта 1 Правил следует, что они определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Из вышеуказанной нормы Правил следует, что субвенции за счет средств федерального бюджета предоставляются, в том числе, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. Истица к числу ветеранов Великой Отечественной войны не относится. Данная субвенция не предоставляется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Довод апелляционной жалобы о том, что за истицей должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и она должна быть включена в соответствующие списки и реестр участников на получение субсидии в соответствии с п. 2.2, п. 2 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 13 сентября 2006 г. N 559 (далее - Положение), не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 Положения оно распространяется на:
2.1. Категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ставших на учет до 1 января 2005 года в соответствии со статьями 14, 16 и 21Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и ст. 17Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2.2. Категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21Федерального закона от 12 января 2005 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В п. 2.1 предусмотрены определенные категории граждан, которые стали на жилищный учет до 1 января 2005 г. В п. 2.2. определены категории граждан, без привязки их к дате постановки на учет, которые являются ветеранами, и в соответствии с ФЗ "О ветеранах" имеют право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Истица к категории ветеранов не относится, в связи с чем, ей не могут быть представлены указанные меры социальной поддержки на основании п. 2.2 Положения.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что ФИО1 не приобрела право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как участник Великой Отечественной войны, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах" и пп. 2.2, п.2 постановления Администрации Брянской области от 13 сентября 2006 г. N 559 "Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области", а соответственно, оснований для возложения обязанности на Красносельскую сельскую администрацию Выгоничского района Брянской области по включению ее в соответствующие списки правовых оснований не имеется, как не имеется оснований для признания отказа сельской администрации незаконным.
Оснований для решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В.Горбачевская
Судьи областного суда Т.И.Зубкова
О.Н.Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.