Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 08 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей областного суда Гоменок З.И., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. "08" октября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации - ФИО5 на решение Советского районного суда г. Брянска от 02 июля 2013 года по делу по иску прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бежицкого района г. Брянска обратился в суд в интересах ФИО1 с вышеуказанным исковым заявлением к Брянской городской администрации, Бежицкой районной администрации г. Брянска, ссылаясь на то, что ФИО1 состоит на жилищном учете в Бежицкой районной администрации г. Брянска с 27.06.1996 года. ФИО1 является инвалидом "данные изъяты" группы, имеет тяжелую форму заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ней граждан в одной квартире. ФИО1 зарегистрирована и проживает с 02.02.1999 года в жилом помещении совместно с родителями, один из которых является инвалидом "данные изъяты" группы, сестрой и племянником. Распоряжением главы Бежицкой районной администрации г.Брянска от 05.12.2007 года N-р ФИО1 включена в списки внеочередного предоставления жилых помещений по договору социального найма с 16.06.2006 года. Прокурор Бежицкого района г. Брянска, с учетом уточненных исковых требований, просил обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи один человек.
Определением от 25.06.2013 года Бежицкая районная администрация г. Брянска освобождена от участия по делу в качестве ответчика и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
02 июля 2013 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение, которым исковые требования прокурора Бежицкого района г. Брянска удовлетворил, и обязал Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте гор. Брянска на семью - один человек по установленным нормам.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации - ФИО5 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 02 июля 2013 года. В обоснование доводов жалобы, не оспаривая право ФИО1 на внеочередное предоставление жилого помещения, указывает на то, что в настоящее время муниципальное образование "г. Брянск" в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ не наделено государственными полномочиям по предоставлению жилых помещения в вышеуказанных случаях. Считает, что ФИО1 может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма как малоимущей соответственно из муниципального жилого фонда, или во внеочередном порядке из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав возражения на жалобу представителя ФИО1 - ФИО6и прокурора Николаевой С.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГУ ГБ МСЭ по Брянской области. Как следует из справок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выданных клинико-экспертной комиссией и врачебной комиссией диспансерного отделения Брянской областной психиатрической больницы N, ФИО1 имеет тяжелую форму хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006 года, при котором совместное проживание с ней граждан в одной квартире невозможно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 года она имеет право па дополнительную жилую площадь. Распоряжением Брянской городской администрации от 05.12.2007 года N-р на основании письма Брянской городской администрации от 25.05.2007 года N-и, заявлений граждан о включении их в список внеочередного предоставления жилья, протокола N от 03.12.2007 года заседания жилищной комиссии администрации района ФИО1 включена в списки внеочередного предоставления жилых помещений по договору социального найма граждан, имеющих заболевания, относящиеся к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются ... являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В связи с тем, что ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, суд обоснованно признал истицу нуждающейся в улучшении жилищных условий, и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что данная обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Администрацию г. Брянска по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, однако, отсутствие правового регулирования по вопросу о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
При этом следует учесть, что в соответствии с пп. 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июня 2005 г. N 2461-п, Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, возложение обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию г. Брянска не противоречит вышеуказанному нормативному акту.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм закона к спорным отношениям, тогда как доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ж.В. МАРИНА
Судьи областного суда З.И. ГОМЕНОК
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.