Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2013 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе представителя правового управления Брянской городской администрации Ш. на решение Советского районного суда г. Брянска от 18 июня 2013 года по делу по иску М. к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в суд к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи два человека, ссылаясь на то, что она состоит на жилищном учете в Советской районной администрации гор. Брянска с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека. У нее имеется несовершеннолетняя дочь С., которая является ребенком-инвалидом по психическому заболеванию, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
На основании распоряжения Советской районной администрации гор. Брянска N-р от ДД.ММ.ГГГГ она признана малоимущей и принята на учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди и очереди внеочередного получения жилого помещения в связи с болезнью дочери.
Просила обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте гор. Брянска, на состав семьи два человека.
Письменным заявлением от 16.04.2013 года истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просила обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей вместе с несовершеннолетней дочерью вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте гор. Брянска с учетом права ребенка на дополнительную площадь, отвечающую установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Письменным заявлением от 23.05.2013 года истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просила обязать Брянскую городскую администрацию предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ней М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте гор. Брянска по норме в размере не менее 42 кв.м. с учетом права ребенка на дополнительную площадь, отвечающую установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 18 июня 2013 года исковые требования М. к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворены.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вместе с матерью М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте гор. Брянска по норме в размере не менее 42 кв.м. с учетом права ребенка на дополнительную площадь, отвечающую установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В апелляционной жалобе представитель правового управления Брянской городской администрации Ш. просит об отмене решения суда, указывая, что количество метров дополнительной жилой площади, подлежащей выделению в данной ситуации, закон прямо не регулирует, предоставление дополнительной жилой площади осуществляется на усмотрение органа местного самоуправления; несмотря на то, что ребенок-инвалид проживает со своей матерью, право на дополнительную жилую площадь возникает только у ребенка; органы местного самоуправление наделены лишь правом постановки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на учет; суд не вправе был обязывать органы местного самоуправления исполнять государственные полномочия за счет средств бюджета города Брянска.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя правового управления Брянской городской администрации Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения М. и ее представителя Ч., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истец с несовершеннолетней дочерью зарегистрированы и проживают в "адрес", общей площадью 30,3 кв.м., кроме них, в квартире зарегистрирована Ф., которая является собственником данной квартиры.
Иного жилья ни М., ни ее дочь С., в собственности не имеют.
В судебном заседании установлено, что С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
Как следует из справки N врачебной комиссии амбулаторного отделения Брянской областной детской психиатрической больницы от ДД.ММ.ГГГГ, у С. имеется заболевание, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06. 2006 года N 378. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 года он имеет право на дополнительную жилую площадь. Данные обстоятельства подтверждаются также справкой N N ГБУЗ "Брянская областная детская психиатрическая больница" от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Советской районной администрации гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N на основании протокола заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, М., проживающая в однокомнатной "адрес", где на жилой площади - 16,5 кв.м., общей площади - 30,5 кв.м., зарегистрированы 3 человека, признана малоимущей и принята на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по общей очереди и очереди внеочередного получения жилой площади, в связи с наличием у дочери М. - С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Суд постановил вышеуказанное решение, так как пришел к выводу, что поскольку дочь истца является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с нею в одной квартире невозможно, у нее имеется право на внеочередное предоставление ей жилья, как у лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на состав семьи два человека: М. и С. по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального законаN 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что истец поставлена на жилищный учет после 1 марта 2005 года, вопрос об обеспечении ее жилым помещением должен решаться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В связи с тем, что дочь истца страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной жилом помещении невозможно, суд обоснованно признал истицу нуждающейся в улучшении жилищных условий, и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения. С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Однако, судебная коллегия выводы суда первой инстанции об обязании предоставления истице дополнительной жилой площади считает преждевременными, ввиду того, что указанное право учитывается как при постановке на учет, так и при предоставлении жилого помещения ( ч.3 ст.17 пунктом 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), исходя из нормы предоставления жилой площади в субъекте РФ.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда ( жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения. В отношении категории лиц, к которой относится С., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, и таким образом, обязанность предоставить С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди возникла у органа местного самоуправления в силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса.
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктами 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июня 2005 года N 2461-п, Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в городе Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в городе Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обосновано возложил на Брянскую городскую администрацию предоставить С. жилое помещение вне очереди.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 июня 2013 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
обязать Брянскую городскую администрацию предоставить инвалиду детства С., ДД.ММ.ГГГГг.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления в черте города Брянска.
Председательствующий В.В.Суяркова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М.Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.