Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 24 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Сокова А.В., Горбачевской Ю. В.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2013 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе С. на решение Советского районного суда г. Брянска от 31 июля 2013 года по делу по иску С. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению Федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он являетсясобственником жилого дома по адресу: ***** расположенного в зоне отселения. Комиссией по рассмотрениюзаявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имуществовследствие катастрофы на ЧАЭС ему отказано в выплате компенсации за утраченное имуществов связи с тем, что представленный отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества. Полагая отказ незаконным, истец просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере1 754 000 руб.
Дело рассмотрено в отсутствие истца С., представителей Правительства Брянской области, Департамента строительства и архитектуры Брянской области, УФК по Брянской области, Гордеевской сельскойадминистрации Брянской области.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 31 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований С. отказано.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального права. Считает, что суд не должен был применять Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 02.07.2013 г., так как в суд он обратился в апреле 2013 г. Кроме того, считает, что Закон в новой редакции также предусматривает выплату компенсации в его случае при получении имущества по наследству. Требование об учете степени радиоактивного загрязнения при оценке утраченного имущество Закон не содержит.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя истца по доверенности Л.Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 территория с. Гордеевка Брянской области отнесена к зоне отселения.
В силу п.6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 02.07.2013 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: единовременная денежная компенсация материального ущерба в вязи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией, (п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 154-ФЗ).
Судом первой инстанции названная норма закона в редакции от 02.07.2013 года применена правильно к правоотношениям, возникшим после введения ее действие.
Как установлено судом, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: ***** на основании свидетельства о праве на наследство по закону на 1/3 долю в праве на спорный дом, а также на основании договора дарения от 11.09.2012 г. 2/3 долей в праве на указанный дом.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол N 85 от 25.12.2012 г.) С. отказано в выплате компенсации за траченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение действующих Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, в отчете по оценке жилого дома оценщиком ИП Л. не учитывалась степень радиоактивного загрязнения объекта, объекты-аналоги взяты в чистой зоне.
Суд первой инстанции также исходил из того, что право собственности на 2/3 доли в праве на дом по адресу:***** возникло у истца после 1 января 1994 года в результате сделки дарения, выплата компенсации за долю утраченного имущества, полученного по наследству, не предусмотрена Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Не соглашаясь с суммой компенсации в размере 1 754 000 руб., (в т.ч. стоимость домовладения 1 151 000 руб.) суд указал на превышение рыночной стоимости 1 кв.м. жилого помещения в размере 29 400 кв. м. средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилых помещений на 2 квартал 2013 года в Брянской области, которая составляет 26 850 руб.согласно Приказу Госстроя от 25.04.2013 N 144/ГС.
Выводы суда не опровергнуты доводами апелляционной жалобы. Ссылка в жалобе на необходимость применения закона в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд, а не на момент принятия решения, основана на неправильном толковании ст. 4 ГПК РФ. Решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, выводы суда мотивированы ссылками на нормы материального права.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда А.В. СОКОВ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.