Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность" о создании, выделении рабочих мест для инвалидов
по апелляционной жалобе ООО "РН-Пожарная безопасность" на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с приведенным выше иском, прокурор г.Ангарска, в обоснование заявленных требований указал, что действующим законодательством установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать рабочие места для инвалидов, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации их занятости. В ходе проверки соблюдения филиалом "Ангара" ООО "РН-Пожарная безопасность" законодательства о социальной защите и трудовой занятости инвалидов, проведенной прокуратурой г.Ангарска по обращению Службы занятости населения Иркутской области, было выявлено, что ответчик не создает в филиале квотируемые рабочие места для инвалидов, квоту не выполняет, представляет в Центр занятости населения г.Ангарска несоответствующую действительности информацию о выполнении квоты. Штатная численность работников филиала на 2013 год составляет более "данные изъяты" единиц, следовательно, учитывая, что ответчик является коммерческой организацией, квотированию в филиале подлежит 3% рабочих мест, исходя из среднесписочной численности работников.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г.Ангарска Шебалкова И.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Прозорова Т.И. иск не признала, пояснила, что основная часть работников предприятия осуществляет трудовую деятельность во вредных и опасных условиях труда, где требуется отсутствие медицинских противопоказаний, наличие специального образования. Остальная численность работников составляет "данные изъяты" единиц, из этого расчета определена квота - 1 рабочее место по должности "данные изъяты".
Представитель третьего лица ОГКУ "Центр занятости населения г.Ангарска" Эллерт С.В. исковые требования прокурора поддержала.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы указано, что отсутствие у работников предприятия медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей является лицензионным требованием при осуществлении деятельности по тушению пожаров, что делает невозможным квотирование рабочих мест для инвалидов. Данному доводу ответчика, а также доказательствам, представленным в его обоснование, суд должной оценки не дал. Также суд не принял во внимание, что работники предприятия осуществляют трудовую деятельность во вредных и опасных условиях труда, с риском для жизни. Привлечение к такой деятельности инвалидов означало бы нарушение трудового законодательства. Кроме того, решение суда о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов, исходя из среднесписочной численности работников, противоречит приказу Министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года N 19-мнр, согласно которому организациям, имеющим численность от "данные изъяты" человек, устанавливается не менее "данные изъяты" специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Ст.помощник прокурора г.Ангарска Шебалкова И.В. в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Прозорову Т.И., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Нарижняк О.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В ст.21 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Механизм квотирования рабочих мест в Иркутской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области", в соответствии с п.2 ч.2 ст.2 которого квота для коммерческих организаций установлена в размере 3 процентов к списочной численности работников.
В ст.24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Из изложенного выше следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.
Согласно штатному расписанию филиала "Ангара" ООО "РН-Пожарная безопасность" среднесписочная численность работников за 2012 год и 1 квартал 2013 года составляет "данные изъяты" человек. Квота для трудоустройства инвалидов - 1 рабочее место по должности "данные изъяты".
Поскольку установленная законом квота для приема на работу инвалидов ответчиком не выполнена, суд на основании вышеприведенных норм материального права пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами.
Доводы жалобы о невозможности трудоустройства инвалидов в связи с вредным характером работы не может быть принят во внимание, поскольку закон не связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с видом деятельности предприятия, а связывает это с численным составом работающих на предприятии. Предусмотрев в ст.ст.22,23,24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, законодатель установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по исполнению названной обязанности. Поэтому работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных доказательств.
Все доводы представителя ответчика, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 мая 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Л.Л. Каракич
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.