Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.А. к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному учреждению "Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Гаражному кооперативу Офицеров "ВВС" о признании права собственности на гаражные боксы,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ Григорьевой Ю.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 01 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований истец указал, что Государственное учреждение Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района Сибирского военного округа приняло решение о строительстве на земельном участке по "адрес изъят", общей площадью 100,14 га, комплекса гаражных боксов для последующей передачи долей в таком комплексе, в виде отдельных гаражных боксов, в собственность граждан.
Во исполнение принятого решения, ГУ Иркутская КЭЧ Сибирского военного округа и ООО "Инвертор и К" заключили договор подряда на строительство указанного комплекса гаражных боксов.
Земельный участок по "адрес изъят", общей площадью 100,14 га, является собственностью РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", лицом, осуществляющим управление федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ, в т.ч. земельными участками, установлено МО РФ.
В дальнейшем ГУ Иркутская КЭЧ Сибирского военного округа и Попова Л.А. заключили договоры о безвозмездной передаче имущества в собственность граждан, по условиям которых первое обязуется безвозмездно передать последнему в собственность долю в построенном комплексе гаражных боксов, в виде отдельных гаражных боксов "номер изъят" (общей площадью 23,00 кв.м.), "номер изъят" (обшей площадью 22,50 кв.м.), "номер изъят" (общей площадью 25,7 кв.м.), "номер изъят" (общей площадью 23,4 кв.м.).
Истец просил суд признать за ней право собственности на гаражный бокс "номер изъят" общей площадью 23,00 кв.м., гаражный бокс "номер изъят" общей площадью 22,50 кв.м., гаражный бокс "номер изъят" обшей площадью 25,70 кв.м., гаражный бокс "номер изъят" общей площадью 23,40 кв.м. Гаражного кооператива Офицеров "ВВС", расположенных по "адрес изъят".
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 01 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации - Григорьева Ю.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на следующее.
Распоряжение Начальника ГУ Иркутская КЭЧ от 03.07.2007 года N1235 "О строительстве гаражных боксов и безвозмездной передачи доли в комплексе гаражных боксов в виде отдельных гаражных боксов в собственность военнослужащих и членам их семей" принято необоснованно с превышением должностных полномочий, противоречит п. 1.10 Положения "О квартирно-эксплуатационной части (района)" от 27 июня 2005 года, так как Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом; без письменного разрешения собственника.
Спорный земельный участок, на котором расположены гаражные боксы, имеет целевое назначение - для служебных целей, в материалах дела отсутствует решение Министерства обороны РФ об изменении целевого назначения данного земельного участка.
Земельный участок не предоставлен в установленном законом порядке для строительства, документы на него не оформлены.
Письменное разрешение Минобороны России на строительство гаражных боксов отсутствует, постройки являются самовольными.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
При этом закон связывает переход права собственности от кооператива к гражданину тремя факторами: членство в кооперативе, пользование предоставленным имуществом и полная выплата паевого взноса.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Распоряжением начальника ГУ Иркутская КЭЧ (района) от 03.07.2007 N1235 принято решение построить на предоставленном земельном участке, расположенном по "адрес изъят" общей площадью 100,14 га, комплекс гаражных боксов, безвозмездно передать долю в комплексе гаражных боксов в виде отдельных гаражных боксов в собственность военнослужащим и членам их семей.
"дата изъята" между ГУ Иркутская КЭЧ и ООО "Инвертор и К" заключен договор подряда N1237 на строительство комплекса гаражных боксов на земельном участке, расположенном по "адрес изъят".
Впоследствии согласно договорам "номер изъят" от "дата изъята", передаточным актам от "дата изъята", ГУ Иркутская КЭЧ (района) Сибирского военного округа передало Поповой Л.А. как члену семьи военнослужащего в собственность: долю в комплексе гаражных боксов, а именно гаражные боксы "номер изъят", расположенные по "адрес изъят", 100,14 кв.м., которые были приняты истцом.
Судом первой инстанции установлено соответствие спорных гаражных боксов требованиям строительно-технических, противопожарных, санитарных норм и правил, их возведение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан, что подтверждено доказательствами, соответствующими требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии права у ГУ Иркутской КЭЧ по распоряжению земельным участком, закрепленным за ним на праве оперативного управления, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение о строительстве было издано в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей право учреждения распоряжения имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в том числе о строительстве и передаче участка в аренду. Собственником имущества земельный участок не изъят.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности сохранения построек по основаниям, предусмотренным статьей 222 Гражданского кодекса РФ также подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, согласно которым земельный участок площадью 100,14 га по "адрес изъят" находится в собственности Российской Федерации и предназначен для служебных целей и был предоставлен Гаражному кооперативу Офицеров "ВВС" ГУ Иркутская КЭЧ.
Указанные обстоятельства в силу статьи 222 Гражданского кодекса РФ не позволяют отнести спорные гаражные боксы к объектам самовольного строительства.
Таким образом, суд обоснованно счел установленным то обстоятельство, что гаражные боксы "номер изъят", расположенные по "адрес изъят" построены с разрешения уполномоченного органа на земельном участке, отведенном для указанных целей в установленном порядке, без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил; его эксплуатация не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что свидетельствует об отсутствии признаков самовольности постройки.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Поповой Л.А. о признании права собственности на гаражные боксы подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ,
судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 01 февраля 2013 года по данному гражданскому делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Григорьевой Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.