Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
военного прокурора- войсковой части N56681 к ОАО "Славянка", филиалу "Иркутский" ОАО "Славянка", ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести ремонт кровли, внутренние отделочные работы,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Кайгородовой К.В. на заочное решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 25 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований военный прокурор указал, что при проведении проверки исполнения должностными лицами воинских частей и подразделений соединения - войсковая часть 59968 законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих установлено, что необходимый капитальный и текущий ремонты сооружения N107 и сооружения N 108 не проводятся, что создает предпосылки к разрушению сооружений, а также к распространению массовых инфекционных заболеваний среди личного состава указанных воинских частей.
Эксплуатацию указанных объектов осуществляет филиал "Иркутский" ОАО "Славянка", а право оперативного управления закреплено за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ.
"дата изъята" между Минобороны РФ и ОАО "Славянка" заключен государственный контракт "номер изъят" на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Минобороны РФ.
Проверкой установлено, что пятые этажи казарменных помещений, в которых проживают военнослужащие по призыву в количестве 106 и 44 человек, имеют повреждения гидроизоляции кровли, на потолке и стенах грибок, с потолков осыпается штукатурка; в спальном помещении повышенная влажность, сырость.
Указанное свидетельствует о бездействии должностных лиц, влекущих нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, что создает предпосылки к причинению вреда здоровью и их гибели.
Со ссылкой на статьи 30 ЖК РФ, п.1 ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 15, 114 Конституции Российской Федерации, п.12 ст. 1 Федерального закона N61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне", ст. 7 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", просил суд обязать ОАО "Славянка", филиал "Иркутский" ОАО "Славянка", ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации произвести ремонт кровли и внутренние отделочные работы в сооружениях NN107 и 108, расположенных "адрес изъят".
Заочным решением суда от 25.12.2012г. исковые требования военного прокурора удовлетворены.
На ОАО "Славянка", филиал "Иркутский" ОАО "Славянка", ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести ремонт кровли и внутренние отделочные работы в сооружениях NN107(казарма войсковой части 93855), 108 (казарма БОР войсковой части 59968), расположенных "адрес изъят".
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Кайгородова К.В. просит об отмене решения суда, указав в обоснование доводов, что ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны России является ненадлежащим ответчиком. Поскольку в судебном заседании не установлено и не доказано истцом, что сооружение 3107 находится на балансе и на праве оперативного управления у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
К целям деятельности Учреждения относятся обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества ВС РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом ВС РФ.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не имеет соответствующих полномочий, а также специальных возможностей по осуществлению ремонтных работ. Организация проведения капитального ремонта предусматривает проведение уполномоченным органом процедуры заключения государственного контракта.
Спорный объект передан для обслуживания в 2010 году ОАО "Славянка" филиал "Иркутский" в соответствии с приложением N1 к государственному контракту от 20.07.2010. Минобороны РФ передало для технического обслуживания ОАО "Славянка" по акту от "дата изъята" о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию. Поэтому ответчиком по делу является ОАО "Славянка".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя ОАО "Славянка" по доверенности Башкеева С.А., полагавшего доводы апелляционной жалобы обоснованными, представителя войсковой части 59968 по доверенности Аппель Л.А. и военного прокурора Диденко О.В., с решением суда согласившихся, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что "дата изъята" между государственным заказчиком - Министерством обороны РФ, (заказчик) и ОАО "Славянка" (ОАО "Славянка"), (исполнитель), был заключен государственный контракт 2-КЖФ на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
По условиям указанного государственного контракта исполнитель обязался выполнять техническое обслуживание объектов имущественного комплекса, текущий ремонт объектов имущественного комплекса в соответствии с приложением N1 к контракту, коммунально-бытовое обеспечение войск при проведении мероприятий боевой подготовки вне мест их постоянной дислокации в соответствии с условиями контракта, в т.ч. Стандартами и Спецификацией оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту (п.2.1); заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (п.2.2).
В соответствии с п.3.1.3 государственного контракта исполнитель вправе привлекать для выполнения работ по настоящему контракту подрядные и (иные) субподрядные организации, при этом за действия привлеченных третьих лиц исполнитель несет ответственность, как за свои собственные.
Согласно акту от "дата изъята" о приеме-передачи здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию организацией получателем: Филиалом "Иркутский" ОАО "Славянка" получены объекты основных средств - казарма / госпиталь N107 по г/пл.73; казарма N108 по г/пл 74 ( "данные изъяты").
Из письма директора филиала "Иркутский" ОАО "Славянка" В.А. Лавриненко следует, что в адрес филиала поступили обращения на проведение текущего ремонта казармы N507 и казармы N508, данные объекты были включены в текущий ремонт 2 очереди. "дата изъята" в адрес филиала поступил план текущего ремонта перспективных военных МО РФ, утв.командующим войсками центрального военного округа В.Герасимовым. в настоящее время сроки проведения работ и подрядная организация не определены. денежные средства на проведение текущего ремонта не выделялись ( "данные изъяты").
Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходил из доказанности наличия обстоятельств ненадлежащего технического обслуживания казарменных помещений войсковой части 59968, а именно: сооружений N 107 и N 108, в котором по состоянию на "дата изъята" на пятом этаже казарменного помещения сооружения N 107 проживают военнослужащие по призыву в количестве 106 человек, на пятом этаже казарменного помещения сооружения N 108 проживают также военнослужащие по призыву в количестве 44 человек ( "данные изъяты").
Из акта проверки "дата изъята", составленного по результатам комиссионного осмотра начальником отделения ГСЭНт (г.Иркутск) ФБУ "1026 ЦГСЭН", следует: пятый этаж казарменного помещения войсковой части 93855: деревянные оконные блоки, рамы и деревянные полы частично сгнили; кровля имеет множественные дефекты и нарушения гидроизоляции; на потолке и стенах имеется грибок; с потолка и стен осыпается штукатурка; на момент проверки в спальном помещении и общем коридоре с потолка отмечена течь дождевых вод, в результате которой образовались повышенная влажность, сырость и происходит разрушение несущих стен и потолка.
Пятый этаж казарменного помещения батальона охраны и разведки войсковой части 59968: нарушена гидроизоляция кровли; во всех помещениях на потолке и стенах имеются следы подтопления, и отмечается поражение грибком и черной плесенью; с потолка и стен обрушивается штукатурка; трубы системы канализации сильно изношены, ржавые и имеют множественные дефекты; канализационные воды собираются на полу помещения; внутренняя электропроводка требует ревизии и замены; отмечены разрушения несущих стен, потолка и фундамента ( "данные изъяты").
Согласно акту "номер изъят" осмотра казармы N107 в/ч N93855 от "дата изъята", составленного комиссией состоящей из должностных лиц войсковой части 93855, следует, что в результате протекания с крыши указанного сооружения талых и дождевых вод разрушена штукатурка большинства стен. Из-за высокой влажности образовался грибок и плесень. Шпатлевка, уложенная в швы потолочных плит, осыпается, что в свою очередь создает угрозу здоровью военнослужащих. От постоянной сырости происходит замыкание электропроводки ( "данные изъяты").
Согласно акту "номер изъят" осмотра 5 этажа казармы N108 БОР в/ч 59968 от "дата изъята", составленного комиссией из должностных лиц БОР войсковой части 59968, установлено, что в результате протечек талых и дождевых вод произошло образование грибка на стенах. Кроме того происходит замыкание электропроводки на стенах и потолке ( "данные изъяты").
Согласно п.13.1 государственного контракта срок его действия установлен до 31.12.2012 ( "данные изъяты").
Возлагая обязанность по осуществлению ремонта указанных объектов на ОАО "Славянка", филиал "Иркутский" ОАО "Славянка, суд исходил из того, что указанные услуги возложены на ответчиков в силу государственного контракта от 01.10.2011г.
Поскольку в силу положений ст. 210 и п. 1 ст. 125 ГК РФ бремя содержания имущества должен нести не только собственник, но и юридические лица, которым помещение принадлежит на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление), а указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, то суд обоснованно возложил обязанность и на указанное учреждение. Поэтому довод апелляционной жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их соответствующими обстоятельствам дела и нормам права.
В целом доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств по делу и доказательств, которые были предметом изучения и исследования в ходе судебного разбирательства по делу, которым суд в решении дал должную правовую оценку в их совокупности.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 25 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Кайгородовой К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.