Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Русанова Г.А. к постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирского филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании решения комиссии незаконным, возложении обязанности восстановить в списке лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений,
по апелляционной жалобе Русанова Г.А. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 14 июня 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Русанов Г.А. проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с "дата изъята". Проживает заявитель с семьей в квартире "адрес изъят", где истцу принадлежит "данные изъяты" доля квартиры. В 2011 году он на основании личного заявления был включен заинтересованным лицом в список нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, а "дата изъята" он исключен из указанного списка по мотиву выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. Указано, что распоряжением Администрации г. Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" он признан малоимущим и постановлен на учет на получение жилого помещения по договору социального найма.
Считая, что принятое в отношение него решение комиссии противоречит требованиям закона, регулирующие спорные правоотношения, просил суд признать решение постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями об исключении Русанова Г.А. из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) незаконным; обязать комиссию восстановить его в указанном списке.
Решением суда Русанову Г.А. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Русанов Г.А. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его заявления, указав, что признание его малоимущим и принятие на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления не является основанием для исключения его из списков лиц, состоящих на учете по месту работы. Указывает, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Снятие его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях без предоставления жилья либо решения жилищной проблемы иным способом, ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, которые поставлены на учет до 1 марта 2005 года.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно материалам дела, Русанов Г.А. проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с "дата изъята" по настоящее время. Проживает в квартире "данные изъяты", в которой ему принадлежит "данные изъяты" доля. В 2011 года постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Русанов Г.А. включен в список нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий. "дата изъята" он исключен из указанного списка в связи с выявлением сведений о признании его органом местного самоуправления малоимущим и постановки его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилье (распоряжение Администрации г. Иркутска от "дата изъята").
В соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" на ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России с 01.10.2011 года возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
Разрешая требования заявителя, оспаривающего решение комиссии по исключению его из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, суд исходил из следующего.
В силу ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Русанов Г.А. и члены его семьи в установленном законом порядке приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Администрацией г.Иркутска.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных Русановым Г.А. требований.
Отсутствие права у ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принимать истца на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства РФ.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, вступившим в силу с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст. ст. 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России, после 01 марта 2005 года, законодательными актами, не установлено.
Приказом МЧС России N 5 от 12.01.2012 года "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" предусмотрен порядок принятия на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
В соответствии с данным Приказом право состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники ФПС, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Соответственно, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в соответствии с действующим законодательством занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
Заявителем не оспаривается факт того, что до 01 марта 2005 года он с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.
При таком положении оснований для вывода о том, что решение постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями об исключении Русанова Г.А. из списка лиц, нуждающихся в жилых помещениях, нарушает конституционные, жилищные права заявителя не имеется, поскольку он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Иркутска.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска 14 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г.Петухова
Судьи А.С.Папуша
Л.Г.Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.