Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Ершовой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колонцова И.В. о признании решения постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) незаконным, обязании Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" включить в список лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий),
по апелляционной жалобе истца Колонцова И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 13 июня 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Колонцов И.В. указал, что проходил службу в государственной противопожарной службе МЧС России с "дата изъята" проживает в квартире тещи по "адрес изъят". Совместно с ним проживает жена Колонцова Т.Д., сын Колонцов А.И., теща Терентьева Л.Л., двоюродная сестра жены Шмакова О.П. и Данилейко А.В. Квартира принадлежит Терентьевой Л.Л. на праве собственности.
Приказом МЧС России от 25.07.2011 N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" с 01.10.2011 г. на федеральное государственное учреждение "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" МЧС России возложены функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей.
С 01 декабря 2011г. в Сибирском федеральном округе ФКУ Госэкспертиза реализует свои полномочия через Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
14 марта 2013г. решением постоянно действующей комиссии по учёту военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол заседания комиссии "дата изъята".) ему было отказано в принятии на учёт нуждающихся для улучшения жилищных условий и получения жилья по договорам социального найма в г. Иркутске.
Считает, что решение постоянно действующей комиссии об отказе включения его и членов его семьи в список лиц, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) незаконно.
Просил суд решение постоянно действующей комиссии по учёту военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол заседания комиссии "дата изъята".) об отказе в постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), признать незаконным.
Обязать Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" включить Колонцова И.В. (семья 3 человека: жена Колонцова Т.Д., сын Колонцов А.И.) в список лиц, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), для получения жилого помещения в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 13 июня 2013 года исковые требования Колонцова И.В. оставлены без удовлетворения.
На решение суда Колонцовым И.В. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение по делу отменить, принять по делу новое решение, которым его требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что суд не исследовал полно и всесторонне представленные доказательства, не установил обстоятельства дела, неправильно применил нормы материального права. Полагает, что признание его малоимущим и принятие на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления не является основанием для исключения его из списков лиц, состоящих на учете по месту работы.
По его мнению, именно Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" должен принять его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснение заявителя Колонцова И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по доверенности Скакуна В.В., согласившегося с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что майор внутренней службы Колонцов И.В., занимающий должность "данные изъяты" отдела организации оперативной службы-начальника дежурной службы ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России", место прохождения службы ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области", "дата изъята" на имя начальника Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" г. Красноярск обратился с заявлением, приложив соответствующие документы, о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст.ст.51-52 ЖК РФ и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в г. Иркутске, указав состав семьи: супруга Колонцова Т.Д., сын Колонцов А.И.
Согласно протоколу "дата изъята" заседания постоянно действующей комиссии Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями майору внутренней службы Колонцову И.В., составом семьи 3 человека: сам Колонцов И.В., его супруга Колонцова Т.Д., его сын Колонцов А.И. в постановке на учет подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с п.п.2 п.1) ст.54 ЖК РФ отказано в связи с тем, что принятие граждан на вышеуказанный учет после 1 марта 2005 г. осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ (ст. 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ"), т.е. в органах местного самоуправления.
Распоряжением от "дата изъята" заместителя мэра-председателя Комитета по управлению Октябрьским округом г. Иркутска Войцехович Е.Е. Колонцов И.В. семья 3 человека: жена Колонцова Т.Д., сын Колонцов А.И. признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая заявление Колонцова И.В., суд исходил из следующего.
В связи с введением в действие ЖК РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный ФЗ"О введении в действие ЖК РФ" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3 -6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно вышеуказанным законодательным нормам военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащие и сотрудники противопожарной службы, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г. продолжают сохранять право состоять на таком учете.
Вступившим в силу с 01 марта 2005 г. ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст. ст. 49, 51 - 52 ЖК РФ.
Из указанных норм закона следует, что отнесение гражданина к иной категории лиц, не предусмотренных ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также, основания постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма гражданина, подавшего такое заявление не по месту жительства, после 01 марта 2005 г., должны быть установлены соответствующими законами или указами Президента РФ.
Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России, принятым на учет после 01 марта 2005 г., законодательными актами, не установлено.
Как усматривается из материалов дела, факт того, что до "дата изъята" истец с заявлением к уполномоченному органу о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался. С таким заявлением заявитель обратился "дата изъята".
С учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол заседания комиссии "дата изъята".) об отказе в постановке на учет подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в г. Иркутске.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России, после 01 марта 2005 года, законодательными актами, не установлено.
Приказом МЧС России N 5 от 12 января 2012 года "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" предусмотрен порядок принятия на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
В соответствии с данным Приказом право состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники ФПС, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Соответственно, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в соответствии с действующим законодательством занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
Заявителем не оспаривается факт того, что до 01 марта 2005 года он с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.
При таком положении оснований для вывода о том, что решение постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений, не нарушает конституционные, жилищные права заявителя не имеется, поскольку он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Иркутска с "дата изъята".
Таким образом, разрешая заявление Колонцова И.В., суд правильно определил значимые для дела обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 13 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Колонцова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.