Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Курсовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Латышева И.Н. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г.Иркутска, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации за не предоставление средств реабилитации,
по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе истца Латышева И.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Латышев И.Н. обратился в суд с иском к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г.Иркутска об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации за не предоставление средств реабилитации. В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом первой группы. Индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) закреплены мероприятия медицинской реабилитации (санаторно-курортное лечение, протез рабочий 2 шт. и т.д.), мероприятия социально-средовой реабилитации, обеспечение техническими средствами и услугами по реабилитации (ТСР). Индивидуальная программа реабилитации инвалида до настоящего времени ответчиком не исполнена. Не исполнение требований ИПР свидетельствует о невозможности её исполнения ответчиком, в связи с чем ему должна быть выплачена компенсация в размере стоимости технических средств реабилитации, иных средств реабилитации и услуг. Просил суд обязать ответчика предоставить ему кресло-коляску с откидными подлокотниками и спинкой, взыскать компенсацию за не предоставленные иные средства реабилитации (санаторно-курортное лечение) в размере стоимости санаторно-курортной путёвки и проживания двух сопровождающих лиц для доставки в санаторий и переноса по этажам в процедурные кабинеты, взыскать компенсацию в размере стоимости двух протезов бедра рабочих и двух протезов бедра лечебно-тренировочных, одной пары ортопедической обуви и других средств реабилитации (слуховой аппарат в размере "данные изъяты"), компенсацию в размере стоимости кресла-коляски с пневматическими задними шинами в размере "данные изъяты", за нарушение законодательства вынести частное определение в адрес ответчиков.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 04.03.2013 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ Иркутское региональное отделение фонд социального страхования РФ.
Определением суда от 28.03.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В судебном заседании истец Латышев И.Н. не присутствовал, ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что в марте 2013 года ответчиком Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г.Иркутска ему был предоставлен слуховой аппарат цифровой заушный мощный, по ИПР от "дата изъята", поэтому требования о взыскании стоимости слухового аппарата он отзывает.
Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направил, в письменных возражениях на исковое заявление исковые требования Латышева И.Н. не признал.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г. Иркутска - Ступина Е.А. и представитель Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требования Большешапова М.В. исковые требования не признали.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 15.05.2013 в удовлетворении исковых требований Латышеву И.Н. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе Латышев И.Н. просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что при подготовке дела к судебному разбирательству суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве соответчика ГУ Иркутское региональное отделение фонд социального страхования РФ, не имеющего никакого отношения к исполнению ИПР от "дата изъята" и от "дата изъята", при этом не известил прокурора о рассмотрении настоящего дела.
Указывает, что в судебном заседании 28.03.2013 представитель Свердловской соцзащиты не участвовала, о времени судебных заседаний на 29.04.2013 и 15.05.2013 не извещался, следовательно, указания в решении суда на участие представителя Ступиной Е.А. незаконно.
Считает незаконным, что решение вынесено судом при отсутствии цены иска, для установления которой рассмотрение дела откладывалось трижды. Суд не запросил по своей инициативе доказательства о стоимости ТСР и услуг, имеющихся у ответчика, который уклонился от их предоставления в суд.
Полагает, что суд неправильно разрешил спор, поскольку в иске истец не требовал взыскания компенсации за приобретенные ТСР и услуги, так как ничего не приобретал и не нес расходов по их приобретению. Утверждения суда в решении не соответствуют действительности. Комнатная коляска получена и используется для самостоятельного передвижения, а не полученная превышает параметры, указанные в ИПР, не входит в лифт и не может быть признана прогулочной. Несмотря на наличие у ответчика заявления Латышева И.Н., полученного из МСЭ, наличие обеих ИПР, отзыва, суд признал правильными утверждения ответчика, что истец не обращался с письменным заявлением к нему об обеспечении техническими средствами реабилитации. Обязанность ответчика исполнить ИПР не связана с подачей заявления инвалидом. Считает недопустимым обращаться к ответчику с заявлении об обеспечении средствами реабилитации, поскольку ответчик расценивает заявление не как государственную гарантию обеспечения инвалида, а как просьбу о помощи. Тем более что законом это не предусмотрено.
Считает незаконным не вынесение судом частного определения в адрес ответчика, поскольку суд должен был вынести частное определение независимо от ходатайства в силу ст. 2 ГПК РФ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Яковлев Д.А., директор ГУ - Иркутское региональное отделение ФСС РФ Анучина л.Л. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", техническими средствами реабилитации определен в Правилах обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240.
Согласно п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В соответствии с п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.
Согласно п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Ни Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ни Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальные программы реабилитации инвалида разработаны Латышеву И.Н. "дата изъята" и "дата изъята".
Латышев И.Н. с заявлением на обеспечение ТСР к ответчику в соответствии с ИПР не обращался.
В связи с возникновением судебного спора без соответствующего заявления Латышева И.Н. в уполномоченный орган Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г.Иркутска "дата изъята" Латышеву И.Н предоставлен слуховой аппарат цифровой, что подтверждается актом приема-передачи ТСР "номер изъят" от "дата изъята", "дата изъята" Латышеву И.Н. предоставлена кресло-коляска с ручным приводом комнатная /прогулочная с откидной спинкой и регулировкой угла наклона подножек, от получения кресла-коляски комнатной с ручным приводом для взрослых Латышев И.Н. отказался в связи с заявленными требованиями в суд о компенсации, что подтверждается актом сдачи-приемки товара "номер изъят".
Путевка на санаторно-курортное лечение по индивидуальным программам реабилитации от "дата изъята", от "дата изъята" Латышеву И.Н. не предоставлялись, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение истец в уполномоченный орган, в установленном законом порядке не обращался.
Отказывая в удовлетворении требований Латышева И.Н. о возложении на ответчика обязанности по предоставлению кресла-коляски с откидными подлокотниками и спинкой, суд исходил из того, что основания для возложения такой обязанности на ответчика у суда не имеется, поскольку в установленном порядке с соответствующим заявлением к ответчику об обеспечении ТСР он не обращался, а кроме того, ответчиком в добровольном порядке была предоставлена истцу и комнатная и прогулочная кресла-коляски, однако от получения комнатной кресла-коляски он отказался, прогулочная кресло-коляска им получена.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации в размере стоимости двух протезов бедра рабочих и двух протезов бедра лечебно-тренировочных, одной пары ортопедической обуви, компенсации в размере стоимости кресла-коляски с пневматическими задними шинами в размере "данные изъяты", о взыскании компенсации за не предоставленные санаторно-курортного лечение в размере стоимости санаторно-курортной путёвки и проживания двух сопровождающих лиц, для доставки в санаторий и переноса по этажам в процедурные кабинеты, суд, руководствуясь Федеральным законом РФ от 21.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, с учетом требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения указанных требований не имеется, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что Латышев И.Н. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ТСР, но они не могут быть ему предоставлены, либо он приобрел соответствующее ТСР за собственный счет, понес расходы на приобретение ТСР, обратился с заявлением в уполномоченный орган о компенсации приобретенных за собственный счет соответствующих технических средств реабилитации и ему необоснованно было отказано. Рассматривая требование истца о взыскании компенсации путевки на санаторно-курортное лечение, судом указано, что действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение. Также судом в обоснование отсутствия оснований удовлетворения заявленных исковых требований указано, что Латышев И.Н. подал заявление об отказе от всего набора социальных услуг (НСУ) с 2010 года, т.е. вместо льгот с "дата изъята" ему предоставляется денежная компенсация этих услуг.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении к участию в деле в качестве соответчика ГУ Иркутское региональное отделение фонда социального страхования РФ и не извещении прокурора о дате и времени судебного заседания, не основаны на нормах гражданского процессуального права, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ участие прокурора по данному делу не предусмотрено.
Ссылка в апелляционной жалобе о неправильном выводе суда о том, что получение ТСР, компенсации за самостоятельное приобретение инвалидом ТСР носит заявительный характер, не основана на нормах права. Пунктом 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, пунктом 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н предусмотрено, что для предоставления технического средства (изделия), компенсации за самостоятельное приобретение ТСР необходимо подать заявление.
Довод апелляционной жалобы о не участии в судебном заседании 28.03.2013 представителя Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г. Иркутска Ступиной Е.А., является несостоятельным, противоречит протоколу судебного заседания от 28.03.2013, замечания на который истцом не подавались.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении ответчиком его прав как инвалида не опровергают выводов суда первой инстанции, являлись предметом надлежащего судебного рассмотрения, а установленные по делу обстоятельства получили правильную судебную оценку. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения, и направлены на переоценку фактических обстоятельств, подробно установленных и исследованных судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить поводом к отмене судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 мая 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Латышева И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л.Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.