Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальника отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Майоровой Л.А. на постановление судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 05 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство",
УСТАНОВИЛА:
09 июля 2013 года врио заместителя начальника управления - заместителем главного государственного инспектора госморречнадзора - начальником отдела надзора за судоходством, портовой деятельностью и судоходными гидротехническими сооружениями ВС УГРН Ространснадзора М. в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" был составлен протокол "номер изъят" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", находящееся по адресу "адрес изъят", являясь эксплуантатом сооружения Пирс - железобетонная конструкция, расположенного в "адрес изъят", в соответствии с Актом проверки "номер изъят" от 01.07.2013 г. в 14 часов 00 минут нарушило пункты 431, 443, 444, 451, 453, 477, 493, 518, 519, 520 требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 г. N 623, при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации портового гидротехнического сооружения.
Постановлением судьи Иркутского районного суда Иркутской области Коткиной О.П. от 05 августа 2013 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" прекращено за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, заместитель начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальник ОЛиНРС Майорова Л.А., не соглашаясь с постановлением судьи Иркутского районного суда Иркутской области, вынесенным в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", просит об отмене данного судебного акта и возвращении дела на новое рассмотрение в суд по тем основаниям, что проверка ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" проведена ВС УГРН Ространснадзора в рамках предусмотренных законом полномочий, пирс пристани "адрес изъят" относится к категории портовых гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта непосредственно и через ее территориальные органы. По мнению должностного лица ВСУГРН Ространснадзора, ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" является лицом, нарушившим нормы и правила безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, так как является владельцем пирса и лицом, принявшим на себя функции по его обслуживанию, содержанию и эксплуатации. Полагает, что материалы дела содержат доказательства непринятия Обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона. Доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства Обществом не представлены.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы законный представитель ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" - генеральный директор управляющей организации ООО "УК И." Е., заместитель начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальник отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Майорова Л.А. извещены надлежаще, однако, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали, о причинах неявки суд не известили. Защитник Б. представила доверенность, не содержащую указание на ее правомочие быть защитником ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" по рассматриваемому делу, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы и возражений против нее, оснований для отмены постановления судьи Иркутского районного суда Иркутской области не нахожу.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья Иркутского районного суда Иркутской области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении.
С данным выводом судьи Иркутского районного суда Иркутской области следует согласиться.
В соответствии со статьей 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.2 названного Кодекса в отношении нарушений, допущенных на судоходных гидротехнических сооружениях.
Согласно статье 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (Ростехнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.2 названного Кодекса, за исключением нарушений, допущенных на судоходных гидротехнических сооружениях.
Судья Иркутского районного суда на основании анализа законодательства, подлежащего применению по данному делу, пришел к обоснованному выводу о том, что Пирс - железобетонная конструкция, расположенный в "адрес изъят", не является судоходным гидротехническим сооружением, а является портовым гидротехническим сооружением, вследствие чего должностное лицо Ространснадзора не уполномочено составлять протокол об административном правонарушении по факту нарушения норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации пирса, расположенного в "адрес изъят".
Протокол об административном правонарушении "номер изъят" от 09 июля 2013 года в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство"составлен должностным лицом Ространснадзора со ссылкой на статью 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, указание в жалобе на полномочия должностного лица Ространснадзора, установленные статьей 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании закона.
Кроме того, должностным лицом Ространснадзора при составлении протокола об административном правонарушении были допущены нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущие признание протокола недопустимым доказательством.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 названной статьи Кодекса, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении, согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела видно, что протокол "номер изъят" 09 июля 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" был составлен врио заместителя начальника управления - заместителя главного государственного инспектора госморречнадзора - начальником отдела надзора за судоходством, портовой деятельностью и судоходными гидротехническими сооружениями ВС УГРН Ространснадзора М. без участия законного представителя ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", надлежащим образом уведомленного о месте и времени составления протокола, в присутствии представителя юридического лица Б., действующей на основании доверенности.
Между тем, имеющаяся в материалах дела доверенность "номер изъят" от 09.01.2013 г. (л.д. 18) не содержит указаний на правомочия Б., предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по участию в производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство".
При этом, вопрос о том, извещен ли законный представитель Общества о дате и месте составления протокола в установленном порядке, а также причины его неявки должностным лицом Ространснадзора не выяснялись, вопрос о возможности составления протокола в отсутствие законного представителя ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" разрешен не был, чем нарушены требования части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законному представителю ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" должностным лицом Ространснадзора не была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые должны прилагаться к протоколу, чем было грубо нарушено право Общества на защиту.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Составление протокола об административном правонарушении без участия законного представителя ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" лишило Общество возможности воспользоваться предоставленными ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.
Учитывая изложенное, решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 05 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" следует оставить без изменения, в удовлетворении жалобы заместителю начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальнику отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Майоровой Л.А. надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 05 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальника отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Майоровой Л.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.