Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иркутской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Наше право" в защиту интересов Иванова Н.Н. к акционерному коммерческому банку "Пробизнесбанк" (открытое акционерное общество) о признании недействительными условий договора, признании недействительным графика, возмещении убытков, выплате процентов за пользование чужими средствами, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и расходов,
по встречному иску акционерного коммерческого банка "Пробизнесбанк" (открытое акционерное общество) к Иванову Н.Н. о взыскании задолженности по кредитному договору
по частной жалобе ООО "ТРАСТ" на определение Усольского городского суда Иркутской области от 09 августа 2013 года об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве,
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Усольского городского суда Иркутской области от 23 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований ИРОО по защите прав потребителей "Наше право", действующей в интересах Иванова Н.Н., отказано; встречные исковые требования АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) удовлетворены частично.
25 июля 2013 года ООО "ТРАСТ" обратилось в суд с заявлением о замене взыскателя - АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) на ООО "ТРАСТ" в порядке процессуального правопреемства, ссылаясь на то, что на основании договора от 25 апреля 2013 года АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) уступил ООО "ТРАСТ" право требования по кредитному договору, заключенному между Банком и Ивановым Н.Н.
Обжалуемым определением в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе ООО "Траст" просит определение суда отменить и вынести новое об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы указывает, что действующее законодательство не содержит прямого запрета банкам передавать права требования по кредитным договора лицам, не имеющим лицензию на осуществление банковской деятельности. Вместе с тем, при заключении настоящего кредитного договора условие о праве Банка на уступку прав требования по нему, сторонами было согласовано, что следует из п.5.4.4 Правил кредитования, являющихся неотъемлемой частью заявления на предоставление кредита, подписанного заемщиком. Вывод суда о том, что право требования может быть уступлено Банком исключительно лицу, имеющему лицензию на осуществление банковской деятельности, не основано на законе. Считает, что личность кредитора в данном случае не имеет для должника существенного значения, так как после выдачи кредита банковская деятельность считается завершенной ввиду того, что операции по востребованию задолженности не являются банковскими операциями. Ссылается на то, что требование о возврате кредита не относится к числу требований, неразрывно связанных с личностью кредитора.
Письменные возражения на частную жалобу не поступили.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Согласно п.1 ст.382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом п.2 ст.388 ГК РФ предусмотрено, что не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
В силу положений ст.ст.1, 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" банку принадлежит исключительное право осуществлять в совокупности операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом исключительность указанного права не допускает передачу банком прав по кредитному договору другому лицу, не являющемся банком и не имеющим лицензии Центрального Банка России, на осуществление банковской деятельности.
На основании п.п.1, 2 ст.857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В ст.26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" также установлено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
В соответствии со ст.ст.12, 13 приведенного Федерального закона кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в ч.9 и ч.10 настоящей статьи и в Федеральном законе "О национальной платежной системе".
Судебная коллегия признает верным вывод суда, что уступка требования Банком прав по кредитному договору, заключенному с Ивановым Н.Н., другому лицу, не обладающему специальным правовым статусом, которым обладал первоначальный кредитор, нарушает права гражданина как потребителя, поскольку гражданин, заключая кредитный договор с Банком как субъектом, наделенным в установленном законом порядке специальным правом, которое подтверждается лицензией, выдаваемой Банком России, выступает потребителем финансовой услуги, предоставляемой банком. При этом соблюдение банковской тайны также относится к качеству финансовой услуги, оказываемой банком гражданину-потребителю.
Как следует из материалов дела, п.5.4.4 Правил АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) по кредитованию физических лиц, являющихся неотъемлемой частью заявления на предоставление кредита (л.д.7 т.1), не предусмотрена возможность для Банка уступать право требования долга лицу, не имеющему лицензии Центрального Банка России на осуществление банковских операций. Заемщик Иванов Н.Н. не давал своего согласия на уступку права требования по договору лицу, не имеющему лицензии Центрального Банка России на осуществление банковских операций. ООО "ТРАСТ" не представило суду доказательств, свидетельствующих о наличии у него лицензии на право осуществления банковской деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что договор уступки права требования по кредитному договору, заключенному между АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) и Ивановым Н.Н., не соответствует закону и, следовательно, не может являться основанием для процессуального правопреемства, в связи с чем, обоснованно отказал ООО "ТРАСТ" в замене взыскателя.
Обоснованность данной правовой позиции подтверждена положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в силу п.51 которого суд, разрешая дела по спорам об уступке требований, вытекающих из кредитных договоров с потребителями (физическими лицами), должен иметь в виду, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.
Доводы частной жалобы не могут являться основанием к отмене обжалуемого определения, поскольку направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права, и иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст.ст.12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного определения суда.
Руководствуясь п.1 ст.334, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Усольского городского суда Иркутской области от 09 августа 2013 года об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве по данному делу оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Л.Л. Каракич
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.