Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аликанова Е.М. к войсковой части 03908, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на государственный жилищный сертификат, понуждении выдать жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе представителя истца Богданова А.К. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Аликанов Е.М. указал, что является пенсионером, уволен с военной службы в "дата изъята", проживает в г.Усолье-Сибирское-7. На основании решения жилищной комиссии войсковой части 03908 от 04 ноября 2004 года N 25 истец с семьей были поставлены на учет граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Постановка на учет была произведена в соответствии с п.4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 года N 522. В 2010 и 2011 году истец также включался в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. В 2012 году в адрес истца поступило письмо Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о лишении его права на получение государственного жилищного сертификата для переселения по избранному месту жительства, поскольку распоряжением Правительства РФ N 487-р от 17 апреля 2012 года г.Усолье-Сибирское-7 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Истец, однако, считает, что право на получение сертификата по указанному выше основанию за ним сохранилось, вне зависимости от изменения статуса населенного пункта, поскольку возникло у него до исключения г.Усолье-Сибирское-7 из перечня закрытых военных городков, и не может быть им утрачено из-за длительного неисполнения Министерством обороны РФ своих обязательств.
Истец просил суд признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, возникшее не позднее 04 ноября 2004 года, обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центррегионжилье" оформить и выдать ему государственный жилищный сертификат на семью из трех человек, в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание Аликанов Е.М. не явился. Его представитель Богданов А.К. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков - войсковой части 03908, ФГКУ "Центррегионжилье", Министерства обороны РФ, третьи лица - Аликанова Т.И., Агафонова П.В. в судебное заседание не явились.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, представитель истца подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование поданной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Вновь обращает внимание на возникновение у истца права в 2004 году, т.е. до исключения г.Усолье-Сибирское-7 из перечня закрытых военных городков, и наличие, в связи с этим, у Министерства обороны РФ обязанности оформить и выдать жилищный сертификат. Кроме того, указывает на наличие по данному вопросу иной судебной практики.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., выслушав объяснения третьего лица Аликановой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, принятого по делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Аликанов Е.М. является пенсионером, уволен с военной службы в "дата изъята", проживает в г.Усолье-Сибирское-7. На основании решения жилищной комиссии войсковой части 03908 от 04 ноября 2004 года N 25 истец с семьей были поставлены на учет граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. В 2010 и 2011 году истец также включался в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. В 2012 году истец был уведомлен о невозможности его включения в указанный список на 2012 год, поскольку распоряжением Правительства РФ N 487-р от 17 апреля 2012 года г.Усолье-Сибирское-7 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Одной из форм реализации права увольняемых с военной службы военнослужащих на получение жилого помещения по избранному месту постоянного жительства является выдача им государственных жилищных сертификатов.
Как следует из материалов дела, постановка истца с семьей на учет граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, была произведена в соответствии с п.4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года N 522.
В настоящее время порядок получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
В подп."б" п.5 данных Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 487-р от 17 апреля 2012 года изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р. Данными изменениями из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков исключен г.Усолье-Сибирское-7, где находится войсковая часть 03908, в которой до увольнения служил истец.
Учитывая, что с момента утраты статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у Аликанова Е.М. и членов его семьи имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения, и в настоящее время истец с семьей перестали отвечать установленным законодательством условиям для предоставления им мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", принимая во внимание, что действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет как не основанные на законе доводы апелляционной жалобы о сохранении у истца права на получение сертификата вне зависимости от изменения статуса населенного пункта, поскольку право возникло у него до исключения г.Усолье-Сибирское-7 из перечня закрытых военных городков, и не может быть им утрачено из-за длительного неисполнения Министерством обороны РФ своих обязательств.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, и на момент разрешения спора в суде, истец претендовал на обеспечение жилищным сертификатом именно в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка. В связи с утратой г.Усолье-Сибирское-7 статуса военного городка истец не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по названному выше основанию. Требование о признании права на жилищный сертификат по иным основаниям истец не заявлял.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Л.Л. Каракич
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.