Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "РН-Охрана-Ангарск" о создании, выделении рабочих мест для инвалидов
по апелляционной жалобе ООО ЧОП "РН-Охрана-Ангарск" на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с приведенным выше иском, прокурор г.Ангарска, в обоснование заявленных требований указал, что действующим законодательством установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать рабочие места для инвалидов, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации их занятости. В ходе проверки соблюдения ООО ЧОП "РН-Охрана-Ангарск" законодательства о социальной защите и трудовой занятости инвалидов, проведенной прокуратурой г.Ангарска по обращению ОГКУ Центр занятости населения г.Ангарска, было выявлено, что ответчик квотируемые рабочие места для инвалидов не создает, квоту не выполняет, информацию о вакантных рабочих местах для людей с ограниченными возможностями по состоянию на 01 мая 2013 года в Центр занятости населения г.Ангарска не представил. Штатная численность работников предприятия на 2013 год составляет более 100 единиц, следовательно, учитывая, что ответчик является коммерческой организацией, квотированию подлежит 3% рабочих мест, исходя из среднесписочной численности работников.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г.Ангарска Шебалкова И.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Шалаева Л.В. иск не признала, пояснила, что работа в военизированной охране и других службах, которым разрешено ношение и применение оружия, отнесена к категории работ с опасными производственными факторами и включена в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В силу положений Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" не может претендовать на приобретение статуса частного охранника лицо, имеющее заболевания, включенные в перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. При этом частная охранная деятельность является лицензированным видом деятельности. Считает, что при таких обстоятельствах, трудоустройство инвалидов в ООО ЧОП "РН-Охрана-Ангарск" будет противоречить закону. Охраняемые предприятием объекты - ОАО " А", ОАО " А" являются опасными производственными объектами с вредными условиями труда. Также просила принять во внимание, что предприятие не имеет в своей структуре бухгалтерию, канцелярию, технический персонал. Данные услуги оказывают сторонние организации на основании заключенных гражданско-правовых договоров.
Представитель третьего лица ОГКУ Центр занятости населения г.Ангарска в судебное заседание не явился.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, приводя доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции.
Ст.помощник прокурора г.Ангарска Шебалкова И.В. в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Шалаеву Л.В., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Мещерякову М.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В ст.21 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Механизм квотирования рабочих мест в Иркутской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области", в соответствии с п.2 ч.2 ст.2 которого квота для коммерческих организаций установлена в размере 3 процентов к списочной численности работников.
В ст.24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Из изложенного выше следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.
Согласно штатному расписанию ООО ЧОП "РН-Охрана-Ангарск" среднесписочная численность работников за январь-май 2013 года составляет "данные изъяты" человек. При этом по информации, представленной ответчиком, вакансий и квотируемых рабочих мест для инвалидов на предприятии нет.
Поскольку установленная законом квота для приема на работу инвалидов ответчиком не выполнена, суд на основании вышеприведенных норм материального права пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами.
Довод жалобы о невозможности трудоустройства инвалидов в связи с тем, что работа в качестве частного охранника отнесена к категории работ с опасными производственными факторами, не может быть принят во внимание, поскольку закон не связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с видом деятельности предприятия, а связывает это с численным составом работающих на предприятии. Предусмотрев в ст.ст.22, 23, 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, законодатель установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по исполнению названной обязанности. Поэтому работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных доказательств.
Все доводы представителя ответчика, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином, неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Л.Л. Каракич
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.