Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
Председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Сальниковой Н.А. и Черемных Н.К.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шелехова в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Русская инжиниринговая компания" о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов, соответствующие гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов
по апелляционной жалобе ООО "РУС-инжиниринг" на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 19 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с приведенным выше иском, прокурор г.Шелехова в обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о занятости населения установлено, что по состоянию на 26 марта 2013 года среднесписочная численность работников в ООО "Русская инжиниринговая компания" (далее - ООО "РУС-инжиниринг") составляет "данные изъяты" человек, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 40 человек, в настоящее время трудоустроено 15 инвалидов. Таким образом, квота для приема на работу инвалидов в полном объеме не исполнена. Кроме того, установлено, что вакантные рабочие места для инвалидов не соответствуют Санитарным правилам 2.2.9.2510-09, работа на таких местах инвалидам противопоказана.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил суд обязать ООО "РУС-инжиниринг" создать или выделить в течение двух месяцев рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников филиала, соответствующие гигиеническим требованиям к условиям Санитарных правил 2.2.9.2510-09.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г.Шелехова Касьяненко В.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Шульц А.С. иск не признала, пояснила, что структурные подразделения филиала находятся на промышленных площадках обслуживаемые объектов, которые являются опасными производственными объектами с вредными условиями труда.
Представитель третьего лица ОГКУ "Центр занятости населения г.Шелехова" в судебное заседание не явился.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает, что создать соответствующие условия труда для инвалидов, которые бы отвечали всем предъявленным требованиям, является невозможным в виду индивидуальных особенностей конкретного инвалида и наличия у него возможности в силу таких индивидуальных особенностей выполнять определенную работу. Также указывает, что при подаче иска прокурор сослался на то, что все рабочие места, выделенные для трудоустройства инвалидов, имеют общую оценку условий труда 3 с различной степенью вредности. Однако, прокурором не были представлены доказательства того, что ООО "РУС-инжиниринг" имеет реальную возможность в силу специфики производственного процесса выделить места для трудоустройства инвалидов, не имеющие такой оценки условий труда, либо ответчиком необоснованно отказано в приеме на работу конкретного инвалида. Считает, что при указанных обстоятельствах, фактическом выделении в филиале рабочих мест для инвалидов в установленном законом размере, при отсутствии доказательств нарушения ответчиком прав инвалидов, основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
Прокурор г.Шелехова в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Бочкова П.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Швецову А.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В ст.21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Механизм квотирования рабочих мест в Иркутской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области", в соответствии с п.2 ч.2 ст.2 которого квота для коммерческих организаций установлена в размере 3 процентов к списочной численности работников.
Согласно ст.22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В ст.24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Аналогичные положения закреплены в ст.224 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно п.4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Пунктом 4.3 данных Правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.
Данными Правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.
Как установлено судом и следует из материалов дела, среднесписочная численность работников ООО "РУС-инжиниринг" по состоянию на 26 марта 2013 года составляет "данные изъяты" человек, соответствующий размер установленной квоты - 40 человек. Численность работающих на предприятии инвалидов составляет 15 человек, количество вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов составляет 24 единицы.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что квота для приема на работу инвалидов ответчиком выполнена не в полном объеме. На части вакантных рабочих мест, созданных для инвалидов, имеются вредные производственные факторы, превышающие гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работника. Аналогичные факторы также установлены на рабочих местах трудоустроенных инвалидов.
При таких установленных обстоятельствах, суд на основании вышеприведенных норм материального права пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных доказательств.
Все доводы представителя ответчика, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином, неправильном толковании норм материального права.
Ссылка в жалобе на то, что наличие вредных и опасных производственных факторов не позволяет ответчику принимать на работу инвалидов не может быть принята во внимание, поскольку Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда, не позволяющие привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности. Доказательств того, что с учетом специфики деятельности предприятия невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной квоты ответчиком не представлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 19 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Н.А. Сальникова
Н.К. Черемных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.