Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Шлейниковой И.П.,
судей Ольховского В.Н., Гарматовской Ю.В.
при секретаре Шишковой О.В.
с участием прокурора Маркеловой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова С.В. на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 25 июля 2013 г., которым заявление ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области удовлетворено: в отношении Иванова С.В. установлен административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории Калининградской области без согласования с органами внутренних дел, обязательной явки в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., заключение прокурора Маркеловой Г.И., считавшей, что решение суда является законным и подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области обратился в суд с заявлением, указав, что Иванов С.В., осужденный приговором Ленинградского районного суда г. Калининграда от 1 февраля 2005 г. по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ к 9 г. лишения свободы, отбывающий данное уголовное наказание в указанном учреждении и подлежащий освобождению по отбытии наказания 31 августа 2013 г., за период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, систематически нарушал установленный порядок, водворялся в штрафной изолятор, переводился в помещение камерного типа, 15 марта 2007 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания, в связи с чем заявитель просил суд установить в отношении Иванова С.В. административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории Калининградской области и обязательной явки в отдел внутренних дел по месту жительства для регистрации два раза в месяц.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванов С.В. указывает на незаконность установления ему административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории Калининградской области, ссылаясь на то, что страдает тяжелым заболеванием и установление ему данного административного ограничения приведет к нарушению его права на получение необходимой медицинской помощи за пределами Калининградской области.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, оказания на этих лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении совершеннолетнего лица, отбывавшего наказание за совершение особо тяжкого преступления и освобождаемого из мест лишения свободы, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" также предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в частности, особо тяжкого преступления, судом устанавливается административный надзор, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
Кроме того, статья 4 указанного Федерального закона предусматривает возможность установления административных ограничений в отношении поднадзорного лица, в том числе в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории и в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом, как указано в части 2 данной статьи, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Из материалов дела усматривается, что приговором Ленинградского районного суда г. Калининграда от 1 февраля 2005 г. Иванов С.В. признан виновным в совершении особо тяжкого преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ (убийство) и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет.
Из характеристики осужденного и иных представленных суду материалов следует, что Иванов С.В., отбывая наказание в ФКУ ИК-13, систематически нарушал установленный порядок отбывания наказания, неоднократно водворялся в штрафной изолятор, переводился в помещение камерного типа и постановлением начальника учреждения от 15 марта 2007 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
С учетом того, что Иванов С.В. осужден за совершение особо тяжкого преступления и в предусмотренном законом порядке признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении Иванова С.В. административного надзора, а также административных ограничений в виде запрещения выезда за пределы территории Калининградской области и обязательной явки в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
Ссылка Иванова С.В. в апелляционной жалобе на то, что установление ему административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории Калининградской области приведет к нарушению его права на получение необходимой медицинской помощи за пределами области, необоснованна.
По смыслу положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 6, части 2 статьи 7, части 1 статьи 17, статьи 18 и части 1 статьи 41 Конституции РФ, установление в отношении поднадзорного лица административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, безусловно не может ограничивать право такого лица на выезд за установленные судом пределы территории для лечения.
Таким образом, установление в отношении Иванова С.В. административного надзора и указанных административных ограничений полностью соответствует требованиям части 2 статьи 173.1 УИК РФ, частей 1 и 3 статьи 3 и статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в связи с чем основания для вывода о том, что этим могут быть нарушены права Иванова С.В., отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 25 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.