Решение Калининградского областного суда от 26 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Калининградского областного суда
Зеленский А.М.
при секретаре Скворцовой Д.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Транзит-КМ" - Матяжа Д.В. на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 августа 2013 г., которым ООО "Транзит-КМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей
Заслушав объяснения защитника ООО "Транзит-КМ" - Матяжа Д.В., поддержавшего жалобу, пояснения представителя Калининградской областной таможни - Абдуллаева Т.А., возражавшего против доводов, изложенных в жалобе, а также исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
01 марта 2013 года в 08 часов 59 минут в зону таможенного контроля Черняховского таможенного поста Калининградской областной таможни на автомобиле, государственный регистрационный номер N, следуя по процедуре таможенного транзита с т/п МАПП Чернышеское (ТД " N) из "данные изъяты" в "данные изъяты" в качестве водителя ООО "Транзит-КМ" прибыл гражданин "данные изъяты" Д. и разместил данное транспортное средство в ПЗТК прилегающую к СВХ ООО " В.". В 09 часов 53 минут 01 марта 2012 года Д. в целях завершения процедуры таможенного транзита уведомил таможенный орган о прибытии путем подачи товаросопроводительных документов: CMR б/н от 28 февраля 2013 года, счет-фактура (инвойс) N от 28 февраля 2013 года о прибытии товаров - окна, двери, наличники, планки и подоконники, весом брутто "данные изъяты" кг., 51 грузовое место (пачка). Грузоотправитель товара ЗАО " А.", "данные изъяты", а грузополучатель ООО " Т.", "данные изъяты", г. К. В рамках таможенного контроля при регистрации подтверждения о прибытии N, проведен внешний визуальный осмотр целостности грузового отсека транспортного средства, средств таможенной идентификации, а также представленных товаросопроводительных документов, в результате чего обнаружено, что согласно весовой квитанции от 01 марта 2013 года вес груженого транспортного средства с товаром, имеет значительные расхождения в рамках превышения от веса порожнего транспортного средства и веса товара по товаросопроводительным документам. 02 марта 2013 года в соответствии с профилем риска N при проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра было установлено, что товар сформирован в 51 грузовое место (пачку), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. Однако вес товара составляет не "данные изъяты" кг. (брутто), а "данные изъяты" кг. (брутто), что на "данные изъяты" кг. (брутто) больше, чем указано в ТСД.
17 ноября 2012 года было возбуждено дело об административном правонарушении и по нему начато административное расследование, а 17 декабря 2012 года по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, материалы дела были переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Судьёй вынесено изложенное выше постановление.
В жалобе на указанное постановление защитник ООО "Транзит-КМ" просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения в действиях предприятия.
Проверив законность и обоснованность постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.
Согласно ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.
Статья 8 "Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов" (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1Ь п. 1 ст. 8 КДПГ, и в любом случае вправе проверить вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения при заключении договора перевозки (составлении накладной).
Однако ООО "Транзит-КМ" не были выполнены требования ст. 8 "Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)" (1956 г.), согласно которым при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В представленных перевозчиком документах недостоверно отражены сведения о весе товара.
Доводы об отсутствии вины ООО "Транзит-КМ" в совершении данного административного правонарушения, так как согласно международным правовым нормам перевозчик не обязан проверять вес товара, правильность и полноту представленных отправителем документов и сведений о грузе, не соответствуют нормам международного права.
Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.
Статьями 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.
Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза.
Пунктом 2 ст. 11 КДПГ предусмотрено, что проверка правильности и полноты документов не лежит на обязанности перевозчика. Однако в данном случае речь идет о документах, упомянутых в п. 1 ст. 11 КДПГ, согласно которой отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей, из чего следует, что накладная, составленная с участием перевозчика должна содержать достоверные сведения о грузе, а отсутствие обязанности по проверке со стороны перевозчика документов и сведений, о чем идет речь в ч. 2 указанной статьи, относится только к приложенным к накладной документам.
Таким образом, ООО "Транзит-КМ" в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имело возможность правильно установить вес ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом или же внести в товаросопроводительные документы соответствующие оговорки, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных сопроводительных документах на товар, относительно веса товара, не внесены обоснованные оговорки об этом в товаросопроводительную накладную.
Кроме того, исходя из характеристики ввозимого товара, значительного превышения веса брутто товара над заявленным ( "данные изъяты" кг.), количества мест, предназначенных для перевозки товара, имеющего массу сверх заявленной, водитель имел возможность уточнить правильность указания в товаросопроводительных документах веса товара, однако не реализовал свое право по собственному на то усмотрению.
Нельзя согласиться с доводами защитника ООО "Транзит-КМ" о малозначительности совершенного правонарушения.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности деяния, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Требования таможенного законодательства являются обязательными для исполнения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, не относящихся к элементам состава правонарушения, а в возможности наступления иных неблагоприятных последствий.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания совершенного ООО "Транзит-КМ" правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 августа 2013г. оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Транзит-КМ" - без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда Зеленский А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.