Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Миронова А.А.,
судей
Воскресенской В.А., Нечунаевой М.В.,
при секретаре
Выстровой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 24 октября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Шаткина Сергея Сергеевича удовлетворить.
Признать за Шаткиным Сергеем Сергеевичем право пользования служебным жилым помещением квартирой N по адресу: "адрес", на основании договора найма служебного жилого помещения N 01-ДН/13-16 от 5 апреля 2013 года, заключенного между Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю и Шаткиным Сергеем Сергеевичем.
Взыскать с ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в пользу Шаткина Сергея Сергеевича государственную пошлину 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Нечунаевой М.В., объяснения представителя Шаткина С.С. Арапова С.А. и объяснения представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Еперина В.П., полагавших решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
:
Шаткин С.С., с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований, предъявил в суде иск к Дальневосточному филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (далее по тексту - Дальневосточный филиал) о признании за ним права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на основании договора найма служебного жилого помещения N 01-ДН/13-16 от 5 апреля 2013 года, заключенного между ним и Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю.
В обоснование иска указал, что 30 ноября 2011 года решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю он поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения. 11 октября 2012 года начальник Главного управления МЧС России по Камчатскому краю направил в уполномоченный орган МЧС России по вопросам жилищного обеспечения - Дальневосточный филиал письмо о предоставлении ему освободившегося спорного служебного жилого помещения. Однако Дальневосточный филиал не предоставил ему указанное жилое помещение, а направил в адрес Главного управления МЧС России по Камчатскому краю выписку из протокола заседания комиссии Дальневосточного филиала от 23 января 2013 года N 1, из которого следовало, что Шаткину С.С. на основании п. 6 ст. 56 ЖК РФ и Приказа МЧС России от 12 января 2012 года N 5 отказано в восстановлении на учете сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями в г. Петропавловске-Камчатском.
Полагал, что указанный выше протокол не может служить основанием для отказа в предоставлении спорного служебного жилого помещения, поскольку после постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения, решения о снятии с учета не принималось. Кроме этого указал, что поскольку Приказ МЧС России от 12 января 2012 года N 5 введен в действие после постановки его в очередь на получение служебного жилого помещения, он не может применяться к возникшим правоотношениям.
Определением от 18 июня 2013 года судом произведена замена ненадлежащего ответчика Дальневосточного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на надлежащего ответчика - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее по тексту - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России").
В судебном заседании Шаткин С.С. и его представители Арапов С.А., Шаткина Е.С. исковые требования к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" поддержали. Пояснили, что истец обеспечен служебным жилым помещением в соответствии с нормами жилищного законодательства, поскольку был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении на законных основаниях уполномоченным органом Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю, с указанного учета в установленном законом порядке не снимался.
Ответчик ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" своего представителя для участия в судебном заседании не направил. Согласно представленному отзыву, ответчик возражал против удовлетворения иска, указав, что в соответствии с Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 Дальневосточный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" является территориальным подразделением уполномоченного органа по учету сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, проходящих службу в подразделениях МЧС России. Указанный уполномоченный орган 23 января 2013 года вынес решение об отказе Шаткину С.С. в восстановлении на учете сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями в г. Петропавловске-Камчатском. Поскольку решения о предоставлении служебного жилого помещения истцу уполномоченным органом не принималось, заключение 5 апреля 2013 года с Шаткиным С.С. договора найма служебного жилого помещения является незаконным. Кроме этого ответчик указал, что решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2011 года о постановке Шаткина С.С. в очередь на получение служебного жилого помещения является незаконным, поскольку в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ истец является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и соответственно, считается обеспеченным жилым помещением в г. Петропавловске-Камчатском, по месту своей службы.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Еперин В.П. не оспаривал право истца по пользованию спорным служебным помещением. Пояснил суду, что 30 ноября 2011 года при постановке Шаткина С.С. на учет на получение служебного жилого помещения, Главное управление МЧС России по Камчатскому краю действовало в пределах своих полномочий, поскольку до 11 января 2012 года оно осуществляло организацию учета своих сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивало их жилыми помещениями. После указанной даты у Главного управление МЧС России по Камчатскому краю остались полномочия по участию в работе по учету сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению, в связи с чем, при заключении с Шаткиным С.С. 5 апреля 2013 года договора найма спорного служебного жилого помещения Главное управление МЧС России по Камчатскому краю действовало в рамках своих полномочий. Кроме этого, пояснил, что ссылка ответчика на Приказ МЧС России от 12 января 2012 года N 5 "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" необоснованна, поскольку указанный приказ действует с 1 июня 2012 года, не регулирует порядок заключения договора найма служебного жилого помещения, и не распространяется на ранее возникшие правоотношения.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Не соглашаясь с решением суда по мотивам неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, ссылаясь на доводы, аналогичные тем, что были заявлены в суде первой инстанции, представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Горбунова Н.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе Шаткину С.С. в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений Шаткина С.С. на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю 30 ноября 2011 года Шаткин С.С. поставлен на учет в очередь на получение служебного жилого помещения.
Служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Солнечная, д. 21, кв. N 14, находится в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.
11 октября 2012 года начальник Главного управления МЧС России по Камчатскому краю обратился в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с ходатайством о распределении освободившегося спорного жилого помещения Шаткину С.С., как состоящему в списке очередников на получение служебного жилого помещения.
ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" решением комиссии Дальневосточного филиала от 23 января 2013 года отказало Шаткину С.С. в восстановлении его на учете сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями в связи с неправомерностью действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, поскольку заявитель зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности его родителям.
Между тем, Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю на основании вышеуказанного решения комиссии от 30 ноября 2011 года N 10 о постановке на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения, 5 апреля 2013 года был заключен договор найма служебного жилого помещения N 01-ДН/13-16 с Шаткиным С.С., по условиям которого спорное жилое помещение предоставлено последнему на период прохождения им службы в федеральной противопожарной службе МЧС России, на состав семьи с учетом супруги Шаткиной Е.С.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку при постановке Шаткина С.С. на учет сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также при заключении с ним договора найма служебного жилого помещения на время прохождения службы в федеральной противопожарной службе МЧС России, Главное управление МЧС России по Камчатскому краю действовало в рамках своих полномочий, при этом истец в установленном законом порядке с учета нуждающихся в жилых помещениях не исключен.
Вместе с тем, данный вывод сделан без учета всех обстоятельств дела и исследованных судом доказательств, а также неверного истолкования норм материального права.
В силу ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии с п. 11 Приказа МЧС России от 12 января 2012 года N 5 "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" решение о предоставлении служебных жилых помещений сотрудникам ФПС принимается комиссией Уполномоченного органа (территориального подразделения Уполномоченного органа) в порядке очередности исходя из даты принятия на учет сотрудника ФПС с учетом социальных гарантий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решение о предоставлении служебных жилых помещений и план распределения служебных жилых помещений утверждаются руководителем Уполномоченного органа.
Согласно п. 12 вышеуказанного Приказа выписка из решения о предоставлении служебных жилых помещений направляется Уполномоченным органом (территориальным подразделением Уполномоченного органа) сотруднику ФПС не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия указанного решения. Выписка из решения о предоставлении служебных жилых помещений является основанием для оформления сотрудником ФПС договора найма служебного жилого помещения в установленном порядке.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не представил суду доказательств, подтверждающих, что договор найма служебного жилого помещения N 01-ДН/13-16 от 5 апреля 2013 года заключен с ним на основании решения о предоставлении такого помещения, принятого уполномоченным органом.
Как усматривается непосредственно из содержания указанного договора, он заключен на основании решения комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2011 года N 10 о постановке на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
Суд не учел, что уполномоченным органом решения о предоставлении Шаткину С.С. спорного служебного жилого помещения не принималось. Такого решения не принималось и Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Шаткина С.С.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия в соответствии с требованиями п. 2 ст. 328 ГПК РФ принимает новое решение.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая положения ст.ст. 99, 100 ЖК РФ в их взаимосвязи с Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений", судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Шаткина С.С., поскольку уполномоченным органом по учету сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, проходящих службу в подразделениях МЧС России, решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения не принималось.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 июля 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Шаткина Сергея Сергеевича к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на основании договора найма служебного жилого помещения N 01-ДН/13-16 от 5 апреля 2013 года, заключенного между Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю и Шаткиным Сергеем Сергеевичем, - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.