Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Сорокина А.В., Проценко Е.П.
при секретаре: Тарасовой В.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Г.В. на решение Центрального районного суда г.Кемерово
от 30 июля 2013 года
по иску Г.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании действий незаконными, обязании установить должностной оклад для исчисления пенсии, произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Г.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее по тексту- ГУ МВД России по КО) о признании действий незаконными, обязании установить должностной оклад для исчисления пенсии, произвести перерасчёт пенсии.
Исковые требования мотивировал тем, что на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ с выслугой 26 лет в звании подполковника милиции он был уволен по ограниченному состоянию здоровья с должности заместителя начальника подотдела по борьбе с преступлениями в сфере экономики Кузбасского УВД на транспорте. Ему была назначена пенсия, исчисленная из оклада по должности, который составлял 22 000 рублей.
Однако с января 2012 года отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ при расчёте пенсии по новому законодательству сначала установил должностной оклад 21 000 рублей (январь 2012 года), а с февраля того же года 20 000 рублей. По остальным критериям (оклад за звание и расчёт выслуги лет) сумма пенсии исчислена верно.
Исчисляя размер пенсии исходя из оклада в 20 000 руб., ответчик руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в котором указано, что при пересмотре с 01.01.2012 размеров пенсий гражданам, уволенным со службы, размеры месячных окладов устанавливаются в соответствии с замещаемой должностью применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел. Он считает, что данное положение касается только сотрудников, уволенных со службы в Федеральных органах налоговой полиции, а само постановление распространяется на лиц, проходящих службу в органах внутренних дел с января 2012 года, прикомандированных к Государственной фельдъегерской или миграционной службе, и должностные оклады по этому Постановлению применяются для назначения и пересмотра пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти.
Ссылку ответчика на приложение N 13 к приказу МВД России от 18.02.1993 N 50 "О денежном довольствии лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" о том, что должность заместителя начальника подотдела Кузбасского УВДТ, с которой он был уволен на пенсию, упразднена, а на момент увольнения оклад по этой должности соответствовал также окладу заместителя начальника отдела, входящего в управление, поэтому для пересчёта пенсии с 01.01.2012 ему был установлен оклад по должности заместителя начальника отдела входящего в состав управления по 31 тарифному разряду в размере 20 000 рублей (приложение N 3 к приказу МВД России от 01.12.2011 N 1192 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации), считает необоснованной.
Принятое новое законодательство повышает социальные гарантии сотрудников силовых структур, но не имеет обратной силы на ограничение каких-либо прав и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это означает, что новое правовое регулирование относится к вновь возникающим правам и обязанностям сторон, но не к правоотношениям, имевшим место в прошедшем времени (из содержания и смысла статьи 4 ГК РФ).
Кроме изложенных норм права, законодательство, подлежащее применению к спорному вопросу, не содержит запрета и не препятствует получению пенсии, рассчитанной из денежного довольствия в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент реализации права на пенсию.
Не согласившись с действиями ответчика по указанным основаниям истец обратился в суд с настоящим иском и просил признать незаконными действия ГУ МВД России по КО в части установления должностного оклада для начисления пенсии по выслуге лет в размере 20 000 руб., обязать установить должностной оклад для исчисления пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада заместителя начальника подотдела по борьбе с преступностью в сфере экономики Кузбасского управления внутренних дел на транспорте в размере 22 000 руб. и обязать произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет с 01.01.2012 исходя из должностного оклада 22 000 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представители ГУ МВД России по Кемеровской области П.Е., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, и М.Н., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признали.
Представитель третьего лица- Кузбасского линейного Управления МВД РФ на транспорте в судебное заседание не явился.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 30 июля 2013 года исковые требования Г.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Г.В. просит решение суда отменить как незаконное в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Указывает, что судом не был принят во внимание тот факт, что должность заместителя начальника подотдела упразднена ввиду отсутствия её в приказе МВД России от 01.12.2011 N1192, устанавливающем новые должностные оклады, в связи с чем должностной оклад для расчёта пенсии должен был быть определён ответчиком комиссионно, в соответствии с положениями приказов МВД РФ от 27.05.2005 N 418 и от 22.10.2002 N 1022.
Делая вывод о том, что с 01.01.2012 бывшим сотрудникам, уволенным с должностей заместителей начальников подотделов, упразднённых в настоящее время применяется оклад по должности заместителя начальника отдела, входящего в управление, суд сослался на утративший силу приказ МВД РФ от 08.02.1993 N 50 "О денежном довольствии лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", что отражено в Определении Верховного суда РФ от 27.12.2002 N ГКПИ О2-1458.
Суд не принял во внимание нормы статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и абзаца 1 подпункта "б" пункта 9 Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с положениями которых уволенным лицам в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается оклад по последней штатной должности, что также отражено в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 года NКАСО7-94, оставившим в силе Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2007 года N ГКПИ О6-1198, которым подпункт "б" пункта 9 Постановления Правительства РФ N 941 признан не противоречащим действующему законодательству в части исчисления пенсии исходя из оклада по последней штатной должности. Иного Постановления Правительства России, кроме Постановления N 941, которое регулировало бы порядок исполнения Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в настоящий момент не существует, в связи с чем неприменение данного нормативного акта, подлежащего применению к рассматриваемому предмету спора противоречит подпункту 1 части 2 статьи 330 ГПК РФ, что служит основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Ссылка суда на Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел" является необоснованной, поскольку данное постановление определяет размеры окладов по должности и званиям действующим работникам, но не регулирует порядок исполнения закона о пенсионном обеспечении, а пункты 5 и 6 постановления Правительства РФ N 878 не имеют отношения к рассматриваемому предмету спора, так как касаются бывших работников налоговой полиции и случаев уменьшения пенсий с предыдущим уровнем назначения.
Устанавливая должностной оклад в сумме 20 000 рублей при пересчёте пенсии, вместо 22 000 рублей, отдел пенсионного обслуживания частично ограничил его в объёме прав на пенсионное обеспечение, что противоречит абзацу 2 части 2 статьи 1 ГК РФ, а принятое новое законодательство по изложенному спору повышает социальные гарантии сотрудников силовых структур, но не имеет обратной силы на ограничение каких-либо прав и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это означает, что новое правовое регулирование относится к вновь возникающим правам и обязанностям сторон, но не к правоотношениям, имевшим место в прошедшем времени.
Представителем ГУ МВД России по Кемеровской области П.Е., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда от 30.07.2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился представитель ответчика и не сообщил о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения Г.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что приказом Кузбасского УВД на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ Г.В. был уволен из органов внутренних дел по п. "з" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) с должности заместителя начальника подотдела по борьбе с преступлениями в сфере экономики Кузбасского УВДТ с должностным окладом 22 000 рублей. В настоящее время Г.В. выплачивается пенсия по линии МВД России в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С 1 января 2012 г. размер пенсии истца был пересмотрен в связи с внесением изменений в действующее законодательство.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 11 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции ФЗ от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Часть 1 статьи 43 названного Закона предусматривает, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьёй 49 вышеуказанного закона предусмотрено, что пенсии, назначенные, в том числе, уволенным сотрудникам, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 г. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, подлежат пересмотру с 01.01.2012 г.
С 1 января 2012 года размеры окладов по типовым должностям и специальным званиям сотрудников органов внутренних дел установлены Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.2011 г. "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников внутренних дел Российской Федерации ".
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" с 1 января 2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего Постановления. В пункте 3 данного Постановления предусмотрено, что его действие распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Из изложенного следует, что с 01 января 2012 года федеральный законодатель, наряду с повышением окладов месячного денежного содержания, изменил механизм исчисления размера пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел.
Согласно п. 6 данного Постановления предусмотрено, что в случае если размер пенсии, исчисленной с применением окладов, установленных в соответствии с настоящим постановлением, окажется ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г., указанный уровень пенсионного обеспечения таким гражданам сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
Оклады по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел определены постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 878, размеры окладов по нетиповым должностям установлены приказом МВД России от 01.12.2011 N1192.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на момент увольнения из органов внутренних дел в соответствии с приказом МВД России от 08.02.1993 года N 50 (приложение N 13) оклад по должности, занимаемой Г.В., соответствовал окладу по должности заместителя начальника отдела, входящего в управление.
С 01.01.2012 года бывшим сотрудникам органов внутренних дел, уволенным с должностей заместителей начальников подотделов (упраздненных в настоящее время (что имеет место и в случае с истцом), применяется оклад по должности заместителя начальника отдела, входящего в управление.
В соответствии с приложением N 3 к приказу МВД России N 1192 от 01.12.2011 года Г.В. для перерасчёта пенсии с 01.01.2012 года установлен оклад по должности заместителя начальника отдела, входящего в управление по 31 тарифному разряду в размере 20 000 рублей.
С учётом имеющихся доказательств и требований закона, суд пришёл к верному выводу, что ответчиком не допущено нарушений требований действующего законодательства, а также прав истца при проведении с 01.01.2012 года перерасчёта пенсии в связи с изменением законодательства.
Размер пенсии Г.В. с учётом перерасчёта с 01.01.2012 года увеличился, что истцом не оспаривалось. Таким образом, перерасчёт пенсии истца, осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, повлёк увеличение размера получаемой им пенсии, что не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов Г.В. на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований истца о признании незаконными действий ответчика в части установления должностного оклада для исчисления пенсии за выслугу лет в размере 20000 рублей, обязании установить должностной оклад для исчисления пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада заместителя начальника подотдела по борьбе с преступлениями в сфере экономики Кузбасского управления внутренних дел на транспорте в размере 22 000 рублей, произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет с 01.01.2012 года исходя из должностного оклада в размере 22 000 рублей.
Доводы истца о том, что нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г.), Федерального закона N 78-ФЗ, N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут распространяться на пенсии, назначенные до 1 января 2012 г., суд правильно признал несостоятельными, поскольку они противоречат пп. 8, 9 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ.
Ссылка истца в жалобе на судебные постановления Верховного суда не является правовым основанием для отмены решения суда, так как указанные судебные акты были приняты до введения нового правового регулирования порядка назначений пенсий.
Приведение в решении суда содержания п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 878, который устанавливает порядок пересмотра с 01.01.2012 г. размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, не влияет на правильность выводов суда.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и не служат основанием для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Кемерово от 30 июля 2013 года -оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.