Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Погудиной Т.С.,
судей Сметаниной О.Н., Опалева О.М.,
при секретаре Ковалевой А.А.
рассмотрела 05 сентября 2013 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское дело по исковому заявлению Ивашова А.А. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" (далее - ФКУ СИЗО-2), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам руководителя ФКУ СИЗО-2 Кудрявцева С.Н., представителя Минфина РФ Подлевских В.Н., Ивашова А.А.
на решение Ленинского районного суда города Кирова от 16 мая 2013 года,
которым постановлено:
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Ивашова А.А. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, расходы по оплате госпошлины "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части иска Ивашову А.А. - отказать.
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Истец Ивашов А.А. обратился с иском к ответчикам ФКУ СИЗО-2 и Минфину РФ о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указал, что в период отбытия наказания для участия в судебном заседании, по вопросу связанному с исполнением приговора суда, был доставлен в ФКУ СИЗО - 2 и помещен в камеру N N, содержался в ней с 12.06.2012 г. по 27.06.2012 г ... До осуждения в 2009 году истец находился на службе в органах внутренних дел и являлся сотрудником милиции г. "данные изъяты", в связи с чем, был направлен для отбывания наказания в исправительную колонию N 6 УФСИН по Кировской области, где был создан специализированный участок для сотрудников правоохранительных органов. Находясь в изоляторе, истец был помещен в общую камеру, где содержался 15 дней, с лицами, не являющимися сотрудниками правоохранительных органов. Истец указывает, что за все время пребывания в камере N он подвергался угрозам со стороны сокамерников, которые высказывались неуважительно в отношении него, имелась агрессия, угрозы избиения, расправы. Истец переживал за свою жизнь и здоровье. Просил взыскать с ФКУ СИЗО-2 компенсацию морального вреда "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен руководитель ФКУ СИЗО-2 Кудрявцев С.Н., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование указал, что формальное нарушение закона, в виде размещения осужденного Ивашова А.А. в общей камере, является недостаточным для наступления ответственности, установленной правилами ст. 1064 ГК РФ. Необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения. Не маловажным является и то, что факт содержания Ивашова А.А. в общей камере N N, был выявлен и устранен самой администрацией учреждения: с 27.06.2012 г. Ивашов А.А. перемещен в отдельную камеру. В судебном заседании не нашли свое подтверждение доводы истца о неоднократном обращении к сотрудникам учреждения и об агрессивном поведении со стороны спецконтингента, содержащегося вместе с ним. Кроме того, суд не принял во внимание, что помещение истца в общую камеру было вызвано и тем, что Ивашов А.А. при приеме его в учреждение и впоследствии умышленно умалчивал о своем статусе "бывшего сотрудника правоохранительных органов", т.к. осознавал, что ему придется содержаться одному.
От представителя Минфина РФ Подлевских В.Н. поступила апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить. Указывает, что главными распорядителями средств федерального бюджета являются соответствующие министерства, службы и агентства. Сотрудники ФКУ СИЗО-2 не находятся в ведомственной принадлежности Министерства финансов РФ. В отношении сотрудников ФКУ СИЗО-2 главным распорядителем средств федерального бюджета выступает Федеральная служба исполнения наказаний. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу по рассмотрению требований Ивашова А.А. является ФСИН России. Минфин России в ходе судебного разбирательства ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика Федеральной службы исполнения наказаний, но ходатайство было оставлено без удовлетворения.
С решением не согласен Ивашов А.А., просит его изменить, в части взысканной суммы. Просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб ... Не согласен с тем, что суд установил наличие формального нарушения закона ФКУ СИЗО-2.
В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ СИЗО-2 Бердников Ю.Н. доводы жалобы поддержал.
Представитель Минфина РФ Подлевских В.Н. настаивал на требованиях жалобы.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Ивашов А.А. прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области 11 июня 2012 г. для участия в судебном разбирательстве в Кировском областном суде.
С 12.06.2012 г. по 27.06.2012 г. находился в камере N N, откуда 27 июня 2012 г. был переведен в камеру N N.
Из архивной справки отдела специальных фондов Информационного центра МВД по "данные изъяты" от 15.11.2012 следует, что Ивашов А.А. проходил службу в органах внутренних дел с 15.12.2003 по 05.01.2004 в должности стажера по должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции МВД Республики КОМИ.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Федеральным законом РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23).
В соответствии со ст.33 данного закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости.
При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:
отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Нахождение Ивашова А.А. с 12.06.2012 г. по 27.06.2012 г. в камере N N с лицами, не являвшимися бывшими сотрудниками правоохранительных органов стало возможно по причине перевода осужденного без заполнения карточки размещения сотрудниками оперативного, режимного и воспитательного отделов и психологической службы, а так же без решения комиссии о размещении по камерам (приказ ФКУ СИЗО-2 от 24.12.2012 N Nк).
Федеральный закон РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не устанавливает обязанность осужденного при поступлении из одного учреждения в другое устно сообщать о своей принадлежности к категории бывших сотрудников соответствующих органов. Данные сведения содержатся в личном деле, которое поступает вместе с осужденным.
Специальная оговорка законодателя о невозможности совместного нахождения сотрудников правоохранительных органов и иных подозреваемых и обвиняемых в камерах сделана с учетом их психологической несовместимости и для исключения наступления негативных последствий.
Коллегия полагает, что доводы Ивашова А.А., что он опасался за свою жизнь и боялся причинения вреда его здоровью достаточны для взыскания компенсации морального вреда, однако заявленный им размер "данные изъяты" руб. явно завышен и является необоснованным и неразумным. Пребывание в камере N N с 12.06.2012 г. по 27.06.2012 не является длительным.
Что касается доводов представителя Минфина РФ о взыскании компенсации морального вреда с ненадлежащего ответчика, то коллегия не может с ними согласится.
В соответствии ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти (п.1).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5).
В рассматриваемом деле действия сотрудников следственного изолятора обжаловались как действия должностных лиц органа государственной власти.
Таким образом, стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, является государство.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании статьи 1071 ГК РФ и пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации.
Следовательно, доводы представителя Минфина РФ о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, нельзя признать состоятельными, так как обязанность компенсировать причиненный истцу моральный вред возникает в силу закона.
Бюджетный кодекс РФ, на который ссылается представитель Минфина РФ, регулирует взаимоотношения между субъектами бюджетных правоотношений (ст.1), к которым гражданин не относится.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Ленинского районного суда города Кирова от 16 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы руководителя ФКУ СИЗО-2 Кудрявцева С.Н., представителя Минфина РФ Подлевских В.Н., Ивашова А.А. без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.