Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе защитника открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" Малышевой Е.С.
на постановление судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 06 августа 2013 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 06 августа 2013 года открытое акционерное общество "Кирово-Чепецкое управление строительства" (далее - ОАО "КЧУС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник Малышева Е.С. просит постановление судьи от 06 августа 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, освободив общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Указывает, что свалка строительного мусора имеет самый низший V класс опасности. ОАО "КЧУС" после получения предписания Управления Росприроднадзора по Кировской области незамедлительно приступило к реализации изложенных в нем требований: обводная канава очищена от мусора, восстановлено ограждение территории свалки и переносные сетчатые ограждения.
В судебном заседании защитник ОАО "КЧУС" Тимофеев Д.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель Управления Росприроднадзора по Кировской области Береснева Э.Х. в удовлетворении жалобы возражала.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы,прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
В соответствии с п.3 ст.18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила СП. 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (далее - СП.2.1.7.1038-01).
Согласно п.5.3 СП.2.1.7.1038-01 переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых бытовых отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
В соответствии с п.5.5 СП.2.1.7.1038-01 регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы.
Пунктами 6.4, 6.6 СП.2.1.7.1038-01 установлено, что для полигона твердых бытовых отходов разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
Из материалов дела следует, что 05 июня 2013 года руководителем Управления Росприроднадзора по Кировской области издано распоряжение N05-86/13-ВП о проведении плановой выездной проверки соблюдения ОАО "КЧУС", находящегося по адресу: Кировская обл., г.Киров, ул.Производственная,21, требований природоохранного законодательства Российской Федерации в срок с 10 по 27 июня 2013 года. Уведомление о проведении проверки получено обществом 05 июня 2013 года.
В ходе проверки 27 июня 2013 года в 09 час. 00 мин. установлено, что на балансе деревообрабатывающего завода ОАО "КЧУС" находится свалка строительного мусора, расположенная по адресу: Кировская обл., Кирово-Чепецкий район, Чепецкое сельское поселение, в 2 км от п.Перекоп. Площадь земельного участка, на котором расположена свалка, составляет 9,6 га.
05 апреля 2012 года генеральным директором ОАО "КЧУС" Кочуровым С.И. утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) по свалке строительного мусора.
ПНООЛР установлены следующие требования к организации свалки.
Водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды, подлежат регулярной очистке (п.5.1 раздела 8.2).
По периметру свалки должна быть проложена обводная канава глубиной 0,5 м, территория обнесена колючей проволокой на железобетонных опорах (раздел 8).
В соответствии с графиком производственного контроля необходимо осуществлять контроль за содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, поверхностных водах и почве (п.5.3 раздела 8.2).
Захоронение отходов на рабочей карте производится гуртами. В соответствии с проектными данными устанавливаются следующие размеры гурта для захоронения отходов: ширина 25 м, длина 60 м, высота 2,5 м (п.п.4.2, 4.3 раздела 8.2).
По результатам проведенной проверки 27 июня 2013 года составлен комиссионный акт N 10/18 КИР-13.
05 июля 2013 года старшим государственным инспектором РФ по охране природы по Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Бересневой Э.Х. в отношении ОАО "КЧУС" составлен протокол об административном правонарушении N8-25/08-13 по ст.8.2 КоАП РФ, из которого следует, что на свалке осуществляется деятельность по захоронению отходов V класса опасности: деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства; отходы сучьев, ветвей от лесоразработок; отходы корчевания пней; отходы упаковочного картона незагрязненные; зола древесная и соломенная; стеклянный бой незагрязненный; грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, незагрязненный опасными веществами; бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений; бой строительного кирпича; бой бетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод.
В ходе проверки осуществления деятельности по захоронению отходов на свалке строительного мусора ОАО "КЧУС" выявлены нарушения экологических требований:
1) дно и откосы водоотводной канавы в нарушение п.5.5 СП.2.1.7.1038-01, п.5.1 раздела 8.2 ПНООЛР захламлены отходами полиэтилена, отходами пластика, отходами сучьев, отходами упаковочного картона, покрышками, камерами пневматическими отработанными;местами на поверхности сточных вод наблюдается пленка нефтепродуктов;откосы канавы заросли растительностью;
2) ограждение свалки в виде колючей проволоки отсутствует (сохранилось частично на отдельных участках), что нарушает раздел 8;
3) в нарушение п.5.3 СП.2.1.7.1038-01 не установлены переносные сетчатые ограждения для задерживания легких фракций отходов;
4) контроль за качеством подземных вод не осуществляется;
5) работы по захоронению ведутся с нарушением требований п.п.4.2, 4.3 раздела 8 ПНООЛР.
Исследовав материалы дела, нахожу нарушения, указанные в п.п.1,2,3,5 протокола об административном правонарушении подтвержденными имеющимися доказательствами: ПНООЛР, протоколом осмотра, актом проверки, пояснениями к протоколу и др..
Данные действия (бездействие) общества нарушающие требования СП.2.1.7.1038-01 и установленные Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение условия эксплуатации свалки строительного мусора образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление о назначении ОАО "КЧУС" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией ст.8.2. КоАП РФ.
Приводимые в жалобе доводы о наименьшем классе опасности размещенных отходов, и как следствие этого, малозначительности совершенного правонарушения, не могут быть признаны обоснованными.
В данном случае характер административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, содержит существенную угрозу охраняемым конституционным правам граждан на благоприятную окружающую среду.
То обстоятельство, что после составления протокола об административном правонарушении ОАО "КЧУС" были предприняты меры к частичному устранению нарушений, основанием для признания правонарушения малозначительным не является.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 06 августа 2013 года оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" Малышевой Е.С. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.