Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе защитника открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" Малышевой Е.С.
на постановление судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 06 августа 2013 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 06 августа 2013 года открытое акционерное общество "Кирово-Чепецкое управление строительства" (далее - ОАО "КЧУС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник Малышева Е.С. просит постановление судьи от 06 августа 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что Управлением Росприроднадзора по Кировской области не представлено доказательств выброса со свалки ОАО "КЧУС" вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, превышение допустимых нормативов выброса, следовательно - обязанности ОАО "КЧУС" получить специальное разрешение. Административным органом в рамках проведенной проверки отбор проб не производился. Вывод о том, что в атмосферный воздух производится выброс веществ, а также о превышении допустимых норм при таком выбросе сделан Управлением Росприроднадзора по Кировской области исключительно на основании методических пособий.
ОАО "КЧУС" утверждена программа производственного контроля условий труда в рамках которой, с периодичностью два раза в год, производится контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны свалки и контроль химических факторов (концентраций вредных веществ) в воздухе рабочей зоны. По результатам проведенного контроля составлены протоколы лабораторных испытаний, которые подтверждают отсутствие выброса вредных веществ в атмосферный воздух в недопустимых концентрациях, что исключает возможность привлечения ОАО "КЧУС" к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ОАО "КЧУС" Тимофеев Д.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель Управления Росприроднадзора по Кировской области Береснева Э.Х. в удовлетворении жалобы возражала. Пояснила, что строительная свалка ОАО "КЧУС" является неорганизованным стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" ОАО "КЧУС" обязано получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ по данной свалке. Считала, что представленными обществом протоколами лабораторных испытаний подтверждено выделение загрязняющих веществ в атмосферный воздух от поверхности отходов свалки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы,прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, что 05 июня 2013 года руководителем Управления Росприроднадзора по Кировской области издано распоряжение N05-86/13-ВП о проведении плановой выездной проверки соблюдения ОАО "КЧУС", находящегося по адресу: Кировская обл., г.Киров, ул.Производственная,21, требований природоохранного законодательства Российской Федерации в срок с 10 по 27 июня 2013 года. Уведомление о проведении проверки получено обществом 05 июня 2013 года.
В ходе проверки 27 июня 2013 года в 09 час. 20 мин. установлено, что на балансе деревообрабатывающего завода ОАО "КЧУС" находится свалка строительного мусора, расположенная по адресу: Кировская обл., Кирово-Чепецкий район, Чепецкое сельское поселение, в 2 км от п.Перекоп. Площадь земельного участка, на котором расположена свалка, составляет 9,6 га.
По результатам проведенной проверки 27 июня 2013 года составлен комиссионный акт N 10/18 КИР-13, в котором указано, что свалка строительных отходов является неорганизованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно "Методике расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов" М.,2004 г., в ходе эксплуатации свалки в процессе распада органических составляющих промышленных отходов с поверхности отходов в атмосферный воздух выделяются: углерода оксид, аммиак, формальдегид.
Кроме того, выбросы загрязняющих веществ осуществляются при выполнении работ на свалке строительного мусора:
подъезд автотранспорта к рабочим картам автотранспорта. В соответствии с "Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)", М., 1998 г., "Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)", М., 1998 г., "Методических пособий по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб,2012 г., при маневрировании автотранспорта по территории свалки (для въезда, выезда) в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: оксид углерода, диоксиды серы, диоксид азота, бензин (нефтяной, малосернистый);
разгрузка отходов на рабочей карте. В соответствии с "Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001 г., при разгрузке отходов в атмосферный воздух выбрасывается пыль, взвешенные вещества;
уплотнение отходов дорожно-строительной техникой. В соответствии с "Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом)" М.,1999 г., при работе двигателей дорожно-строительных машин (тракторы, автогрейдеры, бульдозеры) в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: оксид углерода, диоксиды серы, диоксид азота, сажа, керосин.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для свалки строительного мусора у ОАО "КЧУС"отсутствует.
Сделан вывод, что указанные действия являются нарушением п.1 ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".
05 июля 2013 года старшим государственным инспектором РФ по охране природы по Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Бересневой Э.Х. в отношении ОАО "КЧУС" составлен протокол об административном правонарушении N8-25/09-13 по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Определением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Бересневой Э.Х. от 23 июля 2013 года N02-8/62-13 протокол об административном правонарушении N8-25/09-13 от 05 июля 2013 года передан на рассмотрение в Кирово-Чепецкий районный суд, уполномоченный назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
06 августа 2013 года при вынесении обжалуемого постановления о признании ОАО "КЧУС" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о нарушении обществом п.1 ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", указав, что свалка строительных отходов является неорганизованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ. В ходе эксплуатации свалки согласно "Методике расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов" М,2004 г., в процессе распада органических составляющих промышленных отходов с их поверхности в атмосферный воздух выделяются вредные (загрязняющие) вещества: углерода оксид, аммиак, формальдегид.
С состоявшимся по делу постановлением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет понятие "загрязняющее вещество" - как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно п.1 ст.23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Минприроды РФ от 25.07.2011 N 650, п.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Для привлечения лица к ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов привлечение к ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ неправомерно.
По делу установлено, что ОАО "КЧУС" владеет стационарным источником выбросов веществ в атмосферный воздух (санкционированной свалкой). На момент проверки общества свалка эксплуатировалась.
Однако Управлением Росприроднадзора по Кировской области должным образом не подтверждено, что общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух по данному объекту и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, поскольку доказательств произведения выброса веществ в концентрациях, превышающих нормативы, суду не представлено.
Акт проверки N 10/18/КИР-13 от 27 июня 2013 года, протокол об административном правонарушении от 05 июля 2013 года, постановление судьи от 06 августа 2013 года не содержат сведений о количестве и (или) концентрации загрязняющих веществ, выброс которых производится свалкой, а также данных о нормативах содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факте их превышения.
Из материалов дела усматривается, что какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ Управлением Росприроднадзора по Кировской области не проводились, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались.
Вместе с тем, ОАО "КЧУС" представлены протоколы лабораторных испытаний атмосферного воздуха на содержание вредных химических веществ на границе санитарно-защитной зоны санкционированной свалки промышленных отходов в п.Перекоп Кирово-Чепецкого р-на N 2973-2975 от 23.04.2013, и рабочей зоны данной свалки N 2970-2972 от 23.04.2013, произведенных и утвержденных ФГБУЗ " "данные изъяты"", из которых следует, что определяемые химические показатели находятся в пределах величины допустимого уровня.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях ОАО "КЧУС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, нельзя признать правильным.
При таких обстоятельствах постановление судьи от 06 августа 2013 года подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ОАО "КЧУС" состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" Малышевой Е.С. удовлетворить.
Постановление судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 06 августа 2013 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкое управление строительства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.