Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего судьи Погудиной Т. С.,
судей Опалева О.М., Кощеева А.В.
с участием прокурора Новиковой И.В.
при секретаре Ковалевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 4 сентября 2013г. дело по апелляционной жалобе Коневой Л.А. на решение Котельничского районного суда Кировской области от 22 августа 2013г., которым постановлено:
признать незаконной и отменить регистрацию кандидата Коневой Л.А., "дата" года рождения, выдвинутую в порядке самовыдвижения на должность главы Светловского сельского поселения Котельничского района Кировской области, осуществленную избирательной комиссией муниципального образования Светловского сельского поселения Котельничского района Кировской области 23 июля 2013 года на основании постановления N "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Погудиной Т.С.,
УСТАНОВИЛА:
Решением Светловской сельской Думы Котельничского района Кировской области третьего созыва от 11 июня 2013 года N 40(149) 8 сентября 2013 года назначены досрочные выборы главы Светловского сельского поселения Котельничского района Кировской области.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования Светловского сельского поселения Котельничского района Кировской области N "данные изъяты" от 23 июля 2013 года Конева Л.А. зарегистрирована кандидатом на должность главы Светловского сельского поселения Котельничского района Кировской области.
Избирательная комиссия муниципального образования Светловского сельского поселения Котельничского района Кировской области обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации Коневой Л.А., указав, что регистрация кандидата произведена с нарушением избирательного законодательства. Коневой Л.А. не был создан избирательный фонд, не были изготовлены подписные листы, регистрация произведена без сбора подписей избирателей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением суда не согласна Конева Л.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указала, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного п.17 ст. 38 ФЗ-67. В соответствии с названной нормой права сбор подписей и внесение избирательного залога могут не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный характер регистрации кандидата. Исходя из численности избирателей в сельском поселении её регистрация не может быть признана незаконной. В соответствии со статьей 47 Закона Кировской области N 346 при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч человек и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится. В этом случае кандидат уведомляет избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67 регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Отменяя регистрацию Коневой Л.А. на должность главы Светловского сельского поселения, суд правильно указал, что Конева Л.М. в нарушение требований избирательного законодательства не осуществила сбор подписей избирателей в поддержку её самовыдвижения, не представила в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора.
Указанные нарушения являются основанием для отмены регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.
Из изложенного следует, что сбор подписей может не осуществляться при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований, для выборов глав муниципальных образований федеральный Закон таких исключений не содержит.
Требование о сборе подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования содержит и Постановление ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1.1. которого, подписи избирателей собираются в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдвижения избирательным объединением, не являющимся политической партией, и самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования (за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона).
В этой связи является несостоятельной ссылка в апелляционной жалобе на пункт 1 статьи 47 Закона Кировской области N 346-ЗО "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области" о необязательности создания избирательного фонда. Все расходы кандидата в период избирательной компании, в том числе оплата изготовления подписных листов и расходы на сбор подписей избирателей, должны оплачиваться за счет избирательного фонда кандидата.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котельничского районного суда Кировской области от 22 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коневой Л.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.