Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Ивановой О.А., Лукьяновой С.Б.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Военному комиссариату Костромской области к Андросову Н.С. Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. о взыскании излишне выплаченной пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения Кривокорытова В.П., Башарина В.А., Кутяшова В.Б., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Костромской области обратился в суд с иском к Андросову Н.С., Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. о взыскании излишне выплаченной части пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих размерах: с Андросова Н.С. в сумме "данные изъяты".; с Башарина В.А. в сумме "данные изъяты" с Кривокорытова В.П. в сумме "данные изъяты" с Кутяшова В.Б. в сумме "данные изъяты".
Свои требования мотивировал тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Костромской областной суд обязал военный комиссариат Костромской области выплачивать Андросову Н.С., Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ пенсию с учетом повышения тарифной ставки должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента "2" в соответствии с пунктом первым части второй статьи 1 ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
В связи с изменениями в законодательстве было подано исковое заявление об изменении размера платежей и взыскании переполученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 3 ст. 209 ГПК РФ.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования военного комиссариата Костромской области были удовлетворены в части: изменен размер платежей, присужденных решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Военный комиссариат Костромской области обязан выплачивать Андросову Н.С., Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ пенсию с учетом повышения окладов по воинским (штатным) должностям по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента "1,5" (оклад по воинской должности) в соответствии с пунктом первым части второй статьи 1 ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о взыскании излишне выплаченной пенсии ответчикам прекращено.
Не дожидаясь решения суда, военный комиссариат изменил коэффициент с "2" на "1,5" с ДД.ММ.ГГГГ, но предварительно уведомив об этом ответчиков. В связи с этим образовалась переплата пенсии ответчиком, которую истец просит взыскать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Костромской области по доверенности Тележкина Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
При этом указала, что согласно п. 6 Постановления Правительства РФ N60 от 31января 2012 года, которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ N187 от 29 марта 2002 года "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. Первоначально указанное Постановление было опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 19 марта 2012 года. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ военному комиссариату Костромской области не представлялось возможным узнать об изменениях с 01 января 2012 года размера (коэффициента) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) для исчисления пенсии ответчика. Так как пенсия пенсионерам МО РФ за текущий месяц выплачивается в его начале, то в связи с поздним официальным опубликованием нормативно - правового акта возникла переплата пенсии за ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ ВККО применял коэффициент "2" по своему убеждению неправомерности самостоятельного его изменения ввиду наличия судебного решения в отношении ответчиков. В результате военному комиссариату Костромской области был причинен ущерб в виде излишне полученной пенсии ответчиками. Суд не посчитал возможным взыскать и счел правомерным переполучение пенсии ответчиками как в период с ДД.ММ.ГГГГ, когда еще никому не было известно о Постановлении Правительства РФ N60 от 31 января 2012 года, так и за период с ДД.ММ.ГГГГ
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Андросов Н.С., Башарин В.А., Кривокорытов В.П., Кутяшов В.Б. являются получателями пенсии по линии Министерства обороны РФ.
Вступившим в законную силу решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Андросова Н.С., Башарина В.А., Кривокорытова В.П., Кутяшова В.Б. к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом повышения должностного оклада и взыскании задолженности по пенсии было удовлетворено. С военного комиссариата Костромской области в пользу Андросова Н.С. взыскана задолженность по пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" в пользу Башарина В.А. - "данные изъяты"., в пользу Кривокорытова В.П. - "данные изъяты" в пользу Кутяшова В.Б. - "данные изъяты". Военный комиссариат Костромской области обязан выплачивать Андросову Н.С., Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ пенсию с учетом повышения тарифной ставки должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента "2" в соответствии с пунктом первым части второй статьи 1 Федерального закона от 07 ноября 2000 года N136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент вынесения указанного решения суда действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Согласно п. 1 данного Постановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 08 августа 2003 N 475) во исполнение Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" Правительство Российской Федерации постановляет установить гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.
В Приложении к вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет "2", по второй группе работ "1,5".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" в Постановление Правительства РФ N 187 от 29 марта 2002 года внесены изменения.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 31 января 2012 года N 60 абзацы первый - третий Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" изложены в следующей редакции: "Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)".
Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования постановления в "Собрание законодательства РФ" 19 марта 2012 года, N 12, ст. 1410 и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
В связи с внесением изменений в указанное Постановление Правительства РФ N60 военный комиссариат обратился в суд с иском об изменении размера платежей, присужденных решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ При этом ответчикам пенсия продолжала выплачиваться с применение коэффициента повышения окладов по воинской, штатной должности по первой группе работ с химическим оружием "2", как установлено решением суда.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ изменен размер платежей, присужденных решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся выплаты Андросову Н.С., Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ пенсии с учетом повышения тарифной ставки должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента "2" в соответствии с пунктом первым части второй статьи 1 Федерального закона от 07 ноября 2000 года N136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", при этом военный комиссариат Костромской области обязан выплачивать Андросову Н.С., Башарину В.А., Кривокорытову В.П., Кутяшову В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ пенсию с учетом повышения окладов по воинским (штатным) должностям по первой группе с химическим оружием с применением коэффициента "1,5" (оклад по воинской должности) в соответствии с пунктом первым части второй статьи 1 Федерального закона от 07 ноября 2000 года N136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчикам выплачивалась пенсия с учетом повышения оклада по воинской (штатной) должности по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента "2" согласно решения Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Разницу между размером выплаченной пенсии с коэффициентом "2" и размером пенсии с коэффициентом "1,5", которая должна была выплачиваться в связи с изменением в законодательстве, истец просит взыскать с ответчиков как излишне выплаченную.
В силу положений ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, выплаты установленные п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением по смыслу Гражданского кодекса РФ и подлежат возврату только в случае если выплата явилась результатом счетной ошибки или недобросовестности получателя.
Счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом).
По смыслу действующего гражданского законодательства, понятие добросовестности стороны предполагает, что в данном случае ответчики, получая указанные денежные средства, не знают либо не могут знать об отсутствии у него права на получение этих денег.
В п. 3 ст.10 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Пунктом 1 ст. 56 ГПК РФ на стороны возложена обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что переплата пенсии не была обусловлена недобросовестностью ответчиков и не является результатом счетной ошибки, что исключает ее возврат в судебном порядке. Доказательств злоупотребления правом истец не представил.
Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Истцом после внесения изменений в законодательство относительно размера коэффициента повышения тарифных ставок осознано применялся коэффициент "2", в связи с этим полагать, что со стороны ответчиков имело место умышленное введение в заблуждение истца относительно размера пенсии не имеется. Никаких ложных сведений ответчики не предоставляли, никаких действий, которые могли бы повлиять на определение размера денежной выплаты, не совершали. Счетной ошибки также в данном случае не усматривается.
Кроме того, исходя из содержания ст. 1109 ГК РФ внесение изменения в законодательные акты не предусмотрены в качестве основания для взыскания излишне выплаченной пенсии.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.