Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Ивановой О.А., Лукоянова А.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 февраля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Галичского межрайонного прокурора в интересах Смирнова А.В. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения:
на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Смирнову А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на 1 человека, находящееся на территории "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галичский межрайонный прокурор в интересах Смирнова А.В. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации Костромской области об обязании субъекта Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Смирнову А.В. являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилого фонда Костромской области благоустроенное жилое помещение по норме предоставления на условиях договора социального найма на территории городского округа - город Галич.
Свои требования истец мотивировал тем, что Смирнов А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус установлен решением Костромского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. закончил обучение в ОГБОУ СПО "Галичский индустриальный колледж", и с этого момента приобрел право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано. Полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Департамент, но поскольку финансирование указанного органа исполнительной власти осуществляется за счет средств бюджета Костромской области, являющейся распорядителем бюджета, необходимо привлечение в качестве ответчика администрацию Костромской области. В обоснование заявленных требований ссылается на п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, положения ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", Постановление администрации Костромской области от 01 сентября 2008 года N290-а.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, истец просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Смирнову Алексею Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Галича, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. При этом указала, что при вынесении решения суд не оценил доказательства, не определил, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон. В исковом заявлении в нарушение п.4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца - действиями или бездействием администрации, какие нормы закона нарушены и чем это подтверждается. Суд не принял во внимание, что администрация не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не ведет их учет, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области и казна Костромской области, где учитываются свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области. Также не доказано, что истец подлежит обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Костромской области. Из перечисленных в решении суда правовых актов не следует, что администрация заключает договора по предоставлению специализированных жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, реально предоставляя специализированные жилые помещения лицам указанной категории. В настоящем дела отсутствует предмет спора, в связи с чем судебные разбирательства по нему являются беспредметными. Решение об обязании предоставить квартиру истице вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, что судом сделано не было, что является основаниями для отмены решения. Суд не принял во внимание, что между администрацией и истцом отсутствуют какие-либо гражданско-правовые отношения. В решении содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений с лицами категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В возражениях на апелляционную жалобу Галичский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Смирнов А.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Смирнова А.В., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения со Смирновым А.В. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика, в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу является несостоятельным и не основанным на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными.
Разрешая спор и, приходя к выводу о праве Смирнова А.В. на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании выше приведенных норм федерального законодательства и законодательства Костромской области, суд обоснованно исходил из того, что иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, истец не имеет.
При этом с доводами апелляционной жалобы относительно отсутствия доказательств того, что истец подлежит обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Костромской области, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Смирнов А.В. по решению Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ признан лицом, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации городского округа - город Галич от ДД.ММ.ГГГГ N N Смирнов А.В. признан малоимущим и поставлен на учет в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях за N N
Постановлением главы администрации городского округа - город Галич Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N N Смирнов А.В. поставлен на учет во внеочередные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом N159 -ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 52 ЖК РФ.
Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N N от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. включен в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области.
В настоящее время Смирнов А.В. временно проживает в квартире бывшего опекуна, права собственности на какое-либо жилое помещение не имеет.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчика, доказательств, свидетельствующих о том, что Смирнов А.В. является нанимателям жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения, не представлено.
В соответствии со ст. 4 данного Закона действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, в связи с чем суд принял правильное решение об обязанности Администрации Костромской области по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии гражданско-правового спора между Смирновым А.В. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, не обоснованы. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Смирнова А.В. является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как видно из материалов дела, основанием для подачи иска прокурором "данные изъяты" явилось обращение Смирнова А.В. к прокурору с просьбой защитить его интересы по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, иск прокурором предъявлен в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.