Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ворониной М.В. и Андреева С.В.,
при секретаре Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 марта 2013 года, которым удовлетворен иск прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Сапьяна Николая Николаевича к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Сапьяну Николаю Николаевичу по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Костромской области благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения на территории Сусанинского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Сапьяна Н.Н. к администрации Костромской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области на территории Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области. Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что Сапьян Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители которого лишены родительских прав, не обеспечен жильем. Постановлением главы Сусанинского района Костромской области N300 от 23.08.2000 года в отношении истца установлена опека. С 2006 года по 2011 год он обучался в федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего и профессионального образования "Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им маршала С.К. Тимошенко" МО РФ, которое окончил 18.06.2011 года. Решением жилищной комиссии Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области N1 от 20.02.2004 года, утвержденным постановлением главы Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области N8 от 09.02.2009 года, Сапьян Н.Н. поставлен в очередь на получение жилого помещения, как нуждающийся в жилье. Поскольку Сапьян Н.Н., являющийся лицом, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения в собственности, права пользования жилым помещением по договору социального найма не имеет, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, закончил обучение, он приобрел право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, которое да настоящего времени не реализовано.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Сапьяну Н.Н. из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения, изолированное, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения на территории Сусанинского муниципального района Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Красавина Е.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что спор о праве на квартиру отсутствует, поскольку на территории Сусанинского района Костромской области отсутствует свободное жилье, находящееся в казне Костромской области, Сапьян Н.Н. с соответствующим заявлением в уполномоченные органы Костромской области не обращался, каких-либо доказательств о препятствиях в реализации прав Сапьяна Н.Н. со стороны администрации Костромской области в суд не представлено. Требования к администрации Костромской области не мотивированы и не основаны на законе, в иске не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца, какие нормы закона нарушены и чем это подтверждается. Администрация Костромской области не ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей; не распоряжается специализированным жилищным фондом Костромской области, не строит и не приобретает жилые помещения для детей-сирот, не является распорядителем денежных средств, выделенных из бюджетов на приобретение и строительство жилых помещений для сирот. Принятое решение о возложении только на администрацию Костромской области обязанности предоставить жилое помещение ребенку-сироте влечет за собой невозможность исполнения данного решения. Считает, что в деле отсутствуют доказательства того, подлежит ли истец обеспечению жилым помещением, так как не представлены сведения о предоставлении ему жилых помещений, не является ли истец нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя, отсутствуют сведения о том, включен ли Сапьян Н.Н. в список детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, прокурор не является надлежащим истцом. Кроме того, жилое помещение истцу должно быть предоставлено по месту его жительства в г. Курске.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Сусанинского района Костромской области Смирнов В.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сапьян Н.Н., представители администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Сапьян Н.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Сапьяна Н.Н., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с Сапьяном Н.Н. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что Сапьян Н.Н. подлежит обеспечению жилым помещением, не обоснован.
Из материалов дела видно, что Сапьян Н.Н. жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма не имеет, проживает в служебной квартире, предоставленной во временное пользование по месту прохождения военной службы в г. Курске. Из пояснений представителя департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области Зобниной Е.В. в суде первой инстанции следует, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между Сапьяном Н.Н. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Иск прокурором предъявлен в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Сапьяна Н.Н., является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать состоятельными.
Ссылка в жалобе на то, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в г. Курске, не обоснована, так как место жительства Сапьяна Н.Н. на момент возникновения у него права на предоставление жилого помещения находилось в Сусанинском муниципальном районе Костромской области, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, он состоит в департаменте социальной защиты, населения, опеки и попечительства Костромской области.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.