Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Демьяновой Н.Н.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ворониной М.В.,
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ополонской И.Г. на решение Костромского районного суда Костромской области от 17 мая 2013 года, которым заявление Ополонской И.Г. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признании малоимущей оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав Ополонскую И.Г., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя администрации Караваевского сельского поселения по доверенности Истомину Н.В., полагавшую апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ополонская И.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и признании малоимущей. Заявленные требования мотивировала тем, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. N N ей было отказано в признании малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на п.3 ч.2 ст.5 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года N 320 -ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". С принятым решением она не согласна, поскольку непредставление документа о праве пользования жилым помещением связано с тем, что она не является владельцем или пользователем какого-либо жилого помещения. Указала, что основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен главой 7 Жилищного кодекса РФ. В данном споре применение нормы п.3 ч.2 ст.5 вышеназванного Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года N 320-ЗКО недопустимо, т.к. она противоречит нормам Жилищного кодекса РФ и ч.3 ст.40 Конституции РФ. С учетом этого просила признать решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. N N за подписью главы Караваевского сельского поселения Ш. Е.А., незаконным и необоснованным, отменить указанное решение и признать ее малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Ополонская И.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что в части 2 статьи 5 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" содержится перечень документов, которые необходимо представить гражданину в орган, осуществляющий принятие на учет, среди которых названы документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи. Указывает, что на момент подачи заявления о принятии на учет она не имела на законном праве в пользовании какого-либо жилого помещения. Решением Ленинского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" принадлежавшее ей на праве собственности, было обращено взыскание. В ДД.ММ.ГГГГ взыскатель ООО " "данные изъяты"" оформило указанное жилое помещение в свою собственность. Решением Костромского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года она была выселена из данного жилого помещения. В настоящее время она вообще не обеспечена жилым помещением ни по договору социального найма, ни на праве собственности, поэтому является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Считает, что суд, признавая законным отказ администрации Караваевского сельского поселения в постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поставил реализацию прав граждан, предоставленных федеральным законодательством, в зависимость от формальных положений законодательства субъекта Российской Федерации. Считает, что при обращении с заявлением о постановке на учет она представила документы, которые в совокупности свидетельствуют о ее праве быть признанной нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, ею были представлены документы, подтверждающие ее выселение из помещения, занимаемого на момент обращения. Указывает, что в спорный период, продолжая проживать по вышеуказанному адресу, она уже не имела законных оснований пользоваться данным жилым помещением, поскольку право собственности на него утратила, а иного законного права пользования не приобрела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Истомина Н.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Принимая решение, суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права к возникшим правоотношениям и пришел к обоснованному выводу об отказе Ополонской И.Г. в удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Ополонская И.Г. обратилась к главе Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о постановке ее и ее супруга К. А.В. в очередь на получение жилья в связи с тем, что они являются нуждающимися в жилом помещении и своего места жительства не имеют. При этом указала, что документ, подтверждающий право пользования жилым помещением отсутствует, что подтверждается исковым заявлением о выселении и снятии с регистрационного учета.
На момент обращения с указанным заявлением Ополонская И.Г. была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес"
Заявление Ополонской И.Г. рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения заявления принято решение об отказе семье Ополонской И.Г. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с не предоставлением документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, на основании ч.4 ст.52 ЖК РФ, п.3 ч.2 ст.5 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года N 320-ЗКО, о чем администрация Караваевского сельского поселения уведомила Ополонскую И.Г. письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Ст. 52 ЖК РФ (в редакции от 29.06.2012 г., действующей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (в той же редакции) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Порядок ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Костромской области от 22 ноября 2005 г. N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон).
В силу ст. 3 Закона учет граждан ведется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Ч. 1 ст. 4 Закона предусмотрено, что на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) по основаниям, предусмотренным законодательством.
В соответствии со ст. 5 Закона (в редакции от 05.05.2012 г., действующей в период возникновения спорных правоотношений) для принятия на учет гражданин представляет (направляет) в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении утверждается органами местного самоуправления (часть 1).
К заявлению гражданин прилагает: 1) справку о составе семьи; 2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, за исключением случаев, когда гражданин принимается на учет по иному основанию; 3) копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; 4) справку о данных технического учета по жилому помещению в жилом доме, выданную организацией по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости; 5) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи; 6) в случае, если жилое помещение гражданина признано непригодным для проживания в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке - копию заключения межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания; 7) копию документа, подтверждающего тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одном жилом помещении, если принятие на учет осуществляется на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; 8) в случае, если гражданин принимается на учет по основанию, определенному федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Костромской области, - копии документов, подтверждающих право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (часть 2).
Согласно ст. 6 Закона (в той же редакции) по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона, орган, осуществляющий принятие на учет в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления о принятии на учет принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет. Орган, осуществляющий принятие на учет, вправе принять решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 3, 4).
Подп. 6 п. 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на территории Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденного постановлением администрации Караваевского сельского поселения N 61 от 18 июня 2012 года, предусмотрено, что в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и подлежащих представлению заявителем, включаются копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, в частности таких как: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости; договор аренды; договор купли-продажи; договор мены; договор социального найма; акт о праве собственности на объект недвижимости; свидетельство о праве на наследство; судебный акт, вступивший в законную силу; иной документ, подтверждающий наличие права.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку заявителем Ополонской И.Г. не был представлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами ее семьи, жилищная комиссия администрации Караваевского сельского поселения с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ законно и обоснованно отказала в постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы Ополонской И.Г. о том, что на момент подачи заявления о принятии на учет она не имела на законном праве в пользовании какого-либо жилого помещения, поскольку решением Ленинского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес" было обращено взыскание и в ДД.ММ.ГГГГ взыскатель ООО "данные изъяты"" оформило указанное жилое помещение в свою собственность, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, к заявлению о принятии на учет Ополонской И.Г. была приложена справка о зарегистрированных лицах, из которой следовало, что она постоянно зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу. В то же время каких-либо документов, подтверждающих наличие или отсутствие у заявителя права пользования указанным жилым помещением, приложено не было. Представленное заявителем исковое заявление ООО " "данные изъяты"" к Ополонской И.Г., О. А.А., О. М.А., О. Е.А. и О. Е.И. о выселении из названного жилого помещения и снятии с регистрационного учета таким документом не является. В связи с чем при рассмотрении заявления Ополонской И.Г. о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях у жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения отсутствовала возможность оценить жилищную обеспеченность заявителя и членов ее семьи и сделать вывод о том, что они относятся к одной из предусмотренных ст. 51 ЖК РФ категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
По этим же основаниям подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что при обращении с заявлением Ополонская И.Г. представила документы, которые в совокупности свидетельствуют о ее праве быть признанной нуждающейся в жилом помещении, и о том, что в спорный период она уже не имела законных оснований пользоваться вышеуказанным жилым помещением, поскольку право собственности на него утратила, а иного законного права пользования не приобрела.
Ссылки в жалобе на то, что суд при принятии решения поставил реализацию прав граждан, предоставленных федеральным законодательством, в зависимость от формальных положений законодательства субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными. Положения п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", предусматривающие необходимость предоставления копий документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, не могут быть истолкованы как исключающие возможность постановки на такой учет граждан, не имеющих права пользования каким-либо жилым помещением, в частности, утративших такое право.
Доводы заявителя жалобы о том, что решением Костромского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ она была выселена из жилого помещения по адресу: "адрес" и в настоящее время вообще не обеспечена жилым помещением, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства имели место уже после принятия жилищной комиссией администрации Караваевского сельского поселения обжалуемого решения об отказе в постановке на учет. Судебная коллегия полагает необходимым также отметить, что в настоящее время Ополонская И.Г. не лишена возможности вновь обратиться в органы местного самоуправления по месту своего фактического проживания с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представив все необходимые документы.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Костромского районного суда Костромской области от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ополонской И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.