Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Ивановой О.А., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Рец А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тхоренко Р.В. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 21 мая 2013 года, которым требования Тхоренко Р.В. к Территориальному отделению в Костромской области г. Кострома ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, командиру войсковой части 71211 о признании незаконным бездействие командира, связанное с не рассмотрением рапорта о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения Тхоренко Р.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя в/части 71211 по доверенности Горбанева А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тхоренко Р.В. обратилась в суд с заявлением к начальнику Территориального отделения в Костромской области - г. Кострома ФГУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, командиру войсковой части 71211, председателю жилищной комиссии войсковой части 71211 о признании незаконным бездействия командира и председателя жилищной комиссии войсковой части 71211, связанного с не рассмотрением рапорта сержанта Тхоренко М.С. о постановке в очередь на получение жилья, признании незаконным решения начальника территориального отделения в Костромской области - г. Кострома ФГУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей и дочери в постановке в очередь на получение жилого помещения, признании за ней и ее дочерью Тхоренко К.М. права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы.
Свои требования мотивировала тем, что ее супруг Тхоренко М.С. проходил военную службу в войсковой части 71211. ДД.ММ.ГГГГ он погиб во время проведения полевого выхода в дорожно-транспортном происшествии. В соответствии с п. 4 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, сохраняется право на получение жилой площади. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальное отделение в Костромской области - г. Кострома ФГУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с просьбой решить вопрос с обеспечением ее и дочери жильем как членов семьи погибшего в период прохождения военной службы военнослужащего. В ДД.ММ.ГГГГ она получила письмо начальника территориального отделения в Костромской области - г. Кострома ФГУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что ее муж - Тхоренко М.С. не был признан нуждающимся в жилом помещении. С данным отказом она не согласна. В ДД.ММ.ГГГГ Тхоренко М.С. обратился к командованию войсковой части 71211 с просьбой о постановке в очередь на получение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ он дополнительно предоставил в жилищную комиссию части справки об отсутствии в собственности жилых помещений. Как сейчас выяснилось, рапорт мужа с просьбой о постановке в очередь на получение жилья остался без рассмотрения, хотя ей он говорил, что заместитель командира полка по тылу заверил его, что он включен в очередь на получение жилья. За период службы ее супруг каким - либо жилым помещением по месту службы не обеспечивался, они получали денежную компенсацию за поднаем жилья, поэтому она была уверена, что их включили в список очередников на получение жилья.
В ходе рассмотрения дела Тхоренко Р.В. неоднократно уточняла заявленные требования, в окончательном виде предъявила их к Территориальному отделению в Костромской области г. Кострома ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, командиру войсковой части 71211, изложив их следующим образом: признать незаконным бездействие командира, связанное с не рассмотрением рапорта сержанта Тхоренко М.С. о постановке в очередь на получение жилья, признать за ней и ее дочерью Тхоренко К.М. право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, признать незаконным решение Территориального отделения в Костромской области - г. Кострома ФГУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей и дочери в постановке в очередь на получение жилого помещения, обязать Территориальное отделение в Костромской области г. Кострома ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ включить ее и дочь - Тхоренко ФИО21 в очередь на получение жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Тхоренко Р.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Требование жалобы мотивировала тем, что при принятии решения суд не учел, что за период службы ее супруг каким-либо жилым помещением по месту службы не обеспечивался, они получали денежную компенсацию за поднаем жилья, поэтому она была уверена, что их включили в список очередников на получение жилья. Тем более, что супруг не говорил, что ему в этом отказали. Супруг был зарегистрирован по адресу воинской части, где после рождения была зарегистрирована и их дочь - Тхоренко К., которая до сих пор зарегистрирована по адресу воинской части. Решение суда принято на том основании, что у членов семьи военнослужащего право на обеспечение жильем является производным от права самого военнослужащего. Но суд не учел, что в период службы и жизни ее мужа его рапорт командиром рассмотрен не был, и официально в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему отказано не было. Бездействие командира войсковой части, связанное с не рассмотрением рапорта ее мужа, затрагивает интересы ее и ребенка, так как они не стоят в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и их не могут обеспечить жилым помещением по линии МО РФ как членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник территориального отделения в Костромской области - г. Кострома ФГКУ "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Федорова А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обозрев материалы личного дела сержанта Тхоренко М.С., материал проверки Военной прокуратуры Костромского гарнизона по заявлению Тхоренко Р.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Тхоренко М.С. был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Тхоренко М.С. заключил с Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 71211 контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ.
Согласно свидетельству о заключении брака Тхоренко М.С. и Степанова Р.В. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия Тхоренко. В браке родилась дочь "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Тхоренко М.С. обратился к командиру взвода с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием о постановке его на учет в основную очередь на получение жилья, состав семьи: жена Тхоренко Р.В.
ДД.ММ.ГГГГ Тхоренко М.С. умер. Смерть наступила в период прохождения военной службы.
Тхоренко Р.В., обращаясь в суд, просила признать бездействие командира войсковой части 71211, связанное с не рассмотрением рапорта ее супруга, незаконным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на момент подачи Тхоренко М.С. рапорта о постановке его в очередь на получение жилья ( ДД.ММ.ГГГГ) жилищные отношения в части порядка постановки военнослужащих в очередь на предоставление жилья, улучшение жилищных условий регулировались Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ".
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", который действовал на момент смерти Тхоренко М.С. (утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 N 1297), для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт (п.27). Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (п.28).
Согласно Приложению N 2 к указанному Приказу на жилищную комиссию воинской части возлагалось рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов, перечисленных в пункте 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, и подготовка решений по ним.
На момент прохождения Тхоренко М.С. службы жилищной комиссией войсковой части 71211 его рапорт рассмотрен не был.
В ходе рассмотрения дела установлено, что к рапорту Тхоренко М.С. необходимые документы приложены не были. Впоследствии в "данные изъяты" им был представлен ряд документов, однако полный перечень необходимых документов Тхоренко М.С. представлен не был.
В настоящее время жилищная комиссия войсковой части 71211 прекратила свою деятельность в соответствии с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N.Вопросы принятия военнослужащих воинской части 71211 на учет нуждающихся в жилых помещениях, отнесены в настоящее время к ведению Территориального отделения в Костромской области - г.Кострома ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, орган местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В ходе рассмотрения дела представителем Территориального отделения в Костромской области г. Кострома ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, командиром войсковой части 71211 было заявлено о пропуске Тхоренко Р.В. срока на обжалование бездействия должностных лиц как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из приведенной нормы следует, что закон связывает начало течения срока обращения в суд с заявлением по вышеуказанной категории споров с моментом, когда гражданин узнал о нарушении его прав и свобод.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Поскольку Тхоренко Р.В. фактически заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений, то суд обоснованно применил к ним срок, предусмотренный ст.256 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается Тхоренко Р.В. о том, что Тхоренко М.С. не стоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения, ей было известно еще в "данные изъяты" году, заявление поступило в суд только ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок для обжалования бездействия, связанного с не рассмотрением рапорта Тхоренко М.С., Тхоренко Р.В. пропущен.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 июня 2002 года N 451 (ред. от 30 декабря 2005 года) "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и органов налоговой полиции, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяет ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно действующей редакции п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Указанная норма (п. 3.1.) введена Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ.
Статьей 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент смерти военнослужащего Тхоренко М.С. предусматривалось, что за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилой площади. При этом жилая площадь указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке (пункт 4 статьи 24). (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ).
Абзац утратил силу с 1 января 2011 года - Федеральный закон от 08.12.2010 N342-ФЗ.
Судом установлено, что срок службы сержанта Тхоренко М.С. на момент его гибели составлял "данные изъяты", т.е. менее срока, предусмотренного ст. 24 Закона "О статусе военнослужащих" (как в ранее действующей редакции, так и в редакции, действующей в настоящее время), необходимого для сохранения права на обеспечение жилыми помещениями. Каких-либо документов, подтверждающих право Тхоренко М.С. быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суду представлено не было.
Таким образом, судебная коллегия исходит из того, что наличие обстоятельств, с которыми закон связывает право членов семей погибших (умерших) военнослужащих на обеспечение жилым помещением, в ходе рассмотрения дела подтверждено не было.
Вывод суда о том, что право членов семьи военнослужащего на получение жилого помещения производно от права самого военнослужащего, является правильным. Поскольку Тхоренко М.С. не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в получении жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Тхоренко М.В. о признании за ней и дочерью права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, удовлетворению не подлежат.
Эти выводы суда мотивированы, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении требования Тхоренко Р.В. о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с. 4 ст. 258 ГПК РФ суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения Территориального отделения в Костромской области г. Кострома ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ об отказе в постановке в очередь на получение жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период службы ее муж каким-либо жилым помещением по месту службы не обеспечивался, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тхоренко Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.