Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукьяновой С.Б. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Захаренко Вячеслава Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 мая 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Захаренко Вячеслава Владимировича к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району и военному комиссариату Костромской области о взыскании убытков отказано.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения Захаренко В.В. и его представителя Шкаликова С.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя военного комиссариата Костромской области Тележкиной Н.А. и представителя УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Трифининой С.Б., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захаренко В.В. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о взыскании убытков в виде сумм, предусмотренных к выплате ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в размере "данные изъяты"., и сумм, предусмотренных к выплате п. 3 ст. 6.1, 6.5 Федеральным законом от 17.07.1995 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в размере "данные изъяты" руб.
Исковые требования мотивировал тем, что с 1973 г. по 2000 г. проходил службу в Вооруженных Силах РФ. В 2000 году уволен с военной службы по достижении предельного возраста. В период прохождения службы с 18 декабря 1994 года по 25 апреля 1995 год выполнял задания командования части на территории Чеченской Республики, с промежуточной посадкой на аэродроме Моздок. 29 апреля 2004 года ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий. 13 октября 2005 года УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району прекратило ему выплату ЕДВ на основании решения военного комиссариата Костромской области. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02 февраля 2006 года ему было отказано в признании протокола заседания комиссии по выдаче удостоверения о праве на льготы Костромского областного военного комиссариата от 08 декабря 2004 года в части указания на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий без достаточных оснований, ходатайства перед военным комиссаром Костромской области об изъятии у него удостоверения, письма УПФ РФ по г. Костроме от 13 октября 2005 года недействительными, взыскании неполученных сумм ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации. Решением мирового судьи судебного участка N 5 г. Костромы от 26 сентября 2006 года с него взыскана излишне выплаченная ежемесячная денежная выплата в сумме "данные изъяты" рублей. 09 января 2013 года ему выдано удостоверение ветерана боевых действий N от 31 октября 2012 года. Одним из дополнительных оснований для повторной выдачи удостоверения послужили сведения, предоставленные командиром войсковой части 54817 от 11 мая 2006 года исх. N 835. Считал, что его право на получение льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" было фактически признано повторно. В связи с тем, что военным комиссариатом Костромской области были скрыты сведения о его участии в боевых действиях, мер к установлению фактических обстоятельств дела предпринято не было, ему был нанесен материальный ущерб в виде невыплаченной ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", п. 3 ст. 6.1, 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ (ред. от 25.12.2012 г.) "О государственной социальной помощи". Задолженность, подлежащая взысканию, за период с 29 апреля 2004 года по сентябрь 2012 г. составляет: по выплатам, предусмотренным ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" в сумме "данные изъяты"., по выплатам, предусмотренным п. 3 ст. 6.1, 6.5 ФЗ "О государственной социальной помощи", в сумме "данные изъяты" руб. Данные суммы подлежат взысканию с УПФ по г. Костроме и Костромскому району в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать:
с УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району в качестве возмещения убытков единовременную денежную выплату за период с 01 января 2005 года по сентябрь 2009 года в размере "данные изъяты".;
с военного комиссариата Костромской области в качестве возмещения убытков за период с апреля 2004 года по сентябрь 2012 года суммы, предусмотренные к выплате в размере "данные изъяты".;
с УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району и военного комиссариата Костромской области в солидарном порядке расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Захаренко В.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым его требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что суд, дав правильную оценку представленным документам и указав, что принятие решения в 2006 году связано исключительно с неполно и несвоевременно предоставленной воинской частью информацией в отношении Захаренко В.В., пришел к неправомерному выводу об отказе в удовлетворении его требований. Указывает, что военкомат, будучи структурным подразделением Министерства обороны РФ, не принял исчерпывающих мер по получению достаточной информации при принятии решения об отзыве удостоверения ветерана боевых действий. Суд не принял во внимание Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года N 1609, в части 3 которого указано, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов. Своевременное непредставление информации в отношении него, как участника боевых действий, повлекшее лишение его права на меры социальной поддержки является виновным действием военного комиссариата Костромской области, как структурного подразделения Министерства обороны РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району и военного комиссариата Костромской области по прекращению производства выплат Захаренко В.В. как участнику боевых действий были решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02 февраля 2006 года признаны законными и обоснованными, вина в действиях ответчиков по неполучению Захаренко В.В. установленных законом выплат судом при рассмотрении настоящего дела не установлена.
Этот вывод судом мотивирован, оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2).
По смыслу данной правовой нормы для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения убытков, их размера, противоправности и виновности (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями.
Между тем судом не было установлено факта совершения ответчиками противоправных и виновных действий.
Как следует из материалов дела, Захаренко В.В. является пенсионером Министерства обороны РФ с 2000 года.
29 апреля 2004 года ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий, согласно которому за Захаренко В.В. признаны права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Протоколом заседания комиссии по выдаче удостоверений о праве на льготы военного комиссариата Костромской области от 08 декабря 2004 года постановлено, что выдача удостоверения ветерана боевых действий Захаренко В.В. была произведена без достаточных оснований, постановлено также ходатайствовать перед военным комиссаром Костромской области об изъятии удостоверения у Захаренко В.В.
26 июля 2005 года Захаренко В.В. обратился в ГУ-УПФ РФ по г. Костроме с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий"
Решением УПФ РФ по г. Костроме от 27 июля 2005 года Захаренко В.В. назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий с 01 января 2005 года.
С 01 октября 2005 года выплата ежемесячной денежной выплаты УПФ РФ по г. Костроме Захаренко В.В. приостановлена, о чем Захаренко В.В. уведомлен УПФ РФ по г. Костроме письмом от 13 октября 2005 года.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02 февраля 2006 года, вступившим в законную силу, Захаренко В.В. отказано в удовлетворении иска о признании недействительными протокола заседания комиссии по выдаче удостоверения о праве на льготы военного комиссариата Костромской области от 08 декабря 2004 года в части указания на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий без достаточных оснований, ходатайства перед военным комиссаром Костромской области об изъятии у него удостоверения, письма УПФ РФ по г. Костроме от 13 октября 2005 года, и взыскании неполученных сумм ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации.
Решением мирового судьи судебного участка N 5 г. Костромы от 26 сентября 2006 года с Захаренко В.В. в пользу ГУ-УПФ РФ по г. Костроме взыскана излишне выплаченная ежемесячная денежная выплата в сумме "данные изъяты" руб. за период с января по сентябрь (включительно) 2005 года.
18 сентября 2012 года Захаренко В.В. обратился с заявлением в военный комиссариат Костромской области о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
09 января 2013 года Захаренко В.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий от 31 октября 2012 года.
Из представленного личного дела Захаренко В.В. следует, что в этот же день Захаренко В.В. обратился в военный комиссариат Костромской области с заявлением о назначении ему надбавки к пенсии как ветерану боевых действий, которая ему назначена, а также произведена выплата за период с 31 октября 2012 года по 31 января 2013 года.
06 февраля 2013 года Захаренко В.В. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с заявлением о пересмотре решения Свердловского районного суда г. Костромы от 02 февраля 2006 года по вновь открывшимся обстоятельствам, мотивируя тем, что ему выдано удостоверение участника боевых действий, его право на получение льгот, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" признано повторно, мер социальной поддержки он был лишен необоснованно.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 05 марта 2013 года Захаренко В.В. отказано в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда от 06 февраля 2006 года. Указанное определение Захаренко В.В. не обжаловано, вступило в законную силу.
Поскольку правомерность действий ответчиков по прекращению производства выплаты ЕДВ установлена вступившим в законную силу судебным постановлением, оснований полагать, что выплата ЕДВ не производилась истцу по вине ответчиков, не имеется.
В соответствии со ст. 28Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
В силу п. 1Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 763 от 19 декабря 2003 года "Об удостоверении ветерана боевых действий" удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Таким образом, право на предоставление мер социальной поддержки как ветерана боевых действий возникло у истца после получения соответствующего удостоверения, то есть с 31 октября 2012 года, в связи с чем оснований для удовлетворения его исковых требований о взыскании убытков в виде недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с 2005 года по сентябрь 2012 года судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захаренко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.