Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Болонкиной И.В. и Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2013 года, которым удовлетворен иск Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Ратовой Виктории Сергеевны к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нерехтский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах Ратовой В.С. к администрации Костромской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
В обоснование иска указал, что Ратова В.С. (до заключения брака - Мальцева В.С.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец М.С.Ю. решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 мая 2007 года лишен родительских прав, мать Д.Н.А. умерла 08 декабря 2002 года. С 09 апреля 2003 года опекуном Ратовой В.С. была назначена ее бабушка К.Т.А. С момента установления опеки и до настоящего времени Ратова В.С.проживает по месту жительства бабушки по адресу: "адрес". Указанный дом на праве собственности принадлежит П.С.А. - дочери К.Т.А. Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район N 30-О от 11 февраля 2010 года утверждено решение комиссии от этой же даты "О постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения Мальцеву В.С. Согласно данным учета ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" сведений о регистрации права собственности Ратовой С.В. на недвижимое имущество на территории г. Нерехты и Нерехтского района не имеется. По информации Управления Росреестра по Костромской области за Ратовой В.С. объектов недвижимости не зарегистрировано. Закрепленного жилого помещения Ратова В.С. не имеет, после заключения брака совместно с супругом не проживала. Приведенные обстоятельства удостоверяют тот факт, что Ратова В.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, и имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2013 года администрация Костромской области обязана предоставить Ратовой В.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что администрацией Костромской области в суде первой инстанции было заявлено о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, так как предметом спора являются общие права и обязанности указанных органов исполнительной власти Костромской области. В нарушение действующего законодательства они были привлечены в качестве третьих лиц. Согласно пунктам 12, 56, 56.1 Положения о департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 20 декабря 2007 года N 532, департамент приобретает благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и приравненным к ним категориям лиц, формирует список. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в соответствии с п. 12, 53 Положения о департаменте имущественных и земельных отношениях Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 31 мая 2012 года N 112, является уполномоченным органом по содержанию имущества казны. Администрация Костромской области не имеет полномочий ни на приобретение жилых помещений в жилищный фонд Костромской области, ни на заключение договора найма специализированного жилого фонда. Главным распорядителем бюджетных ассигнований и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в рамках рассматриваемых правоотношений является департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Ратова В.С., представители администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Ратова В.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Ратовой В.С., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с Ратовой В.С. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о необоснованности отказа в привлечении к участию в деле в качестве соответчиков департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области и департамента финансов Костромской являются несостоятельными.
Иных доводов несогласия с решением суда апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.