Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.
судей Лепиной Л.Л., Лукьяновой С.Б.
при секретаре Колесниковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Репина В.Н. на решение Буйского районного суда Костромской области от 16 июля 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований Репина В.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда по г. Бую и Буйскому району об обязании зачесть в трудовой стаж период службы в Вооруженных силах СССР отказано.
Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., объяснения Репина В.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Репин В.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда по г. Бую и Буйскому району об обязании зачесть в трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию, период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, указывая следующее. Согласно протоколу заседания комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда по г.Бую и Буйскому району от ДД.ММ.ГГГГ N, стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, составил "данные изъяты". Ответчик при определении права на досрочную пенсию не включил в трудовой стаж на тяжелых работах службу в Вооруженных Силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что период службы в армии непосредственно не предшествовал периоду работы, дающей право на льготную пенсию. Однако в абз.2 п.п. "к" п.109 Постановления Совета Министров СССР N 590 от 3 августа 1972 г. говорится о работе, которая предшествовала либо которая следовала за окончанием службу в армии. В данном случае речь идет о работе, как общем понятии, законодатель не конкретизирует и не делит работу на периоды. В том случае, когда законодатель конкретизирует данное понятие, речь идет о работе, которая непосредственно предшествовала или непосредственно следовала за периодом службы в Вооруженных Силах СССР (абз. 3 п.п. "к" п.109 Постановления Совета Министров СССР N 590 от 3 августа 1972 г.).
В процессе рассмотрения дела Репин В.Н. исковые требования уточнил: просил обязать ответчика зачесть в трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию, службу в Вооруженных Силах СССР согласно законодательству, действовавшему на момент выполнения данной работы, а именно период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Репин В.Н. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что исчисление стажа должно производиться на основании действовавшего в спорный период Постановления Совета Министров СССР N 590 от 3 августа 1972 г., согласно п.п. "к" п.109 которого, кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР, а при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда ... периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Считает, что в данном случае речь идет не о работе, как общем понятии, а о конкретных работах, определенных законодателем. Выбор обратившегося за пенсией заключается в том, что он только один раз имеет возможность приравнять период службы в Вооруженных Силах СССР к работе, которая предшествовала или следовала за окончанием этого периода. В случае, когда законодатель вносит ограничение в правила подсчета стажа, он вводит понятие "непосредственно", а отсутствие условия о том, чтобы периоды непосредственно предшествовали или непосредственно следовали друг за другом, дает основание засчитывать периоды в стаж в тех случаях, когда между ними был перерыв.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173 "О трудовых пенсия в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно положениям ст.28.1 указанного Закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ "О трудовых пенсия в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г.) не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ периодов службы в Вооруженных Силах.
Между тем согласно п.1 разъяснений "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70) при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Репин В.Н. проходил службу в составе Вооруженных сил СССР.
При этом из материалов дела видно, что, как до призыва на действительную военную службу в Советскую Армию, так и после демобилизации из её рядов истец выполнял работу в "данные изъяты" (сначала - "данные изъяты", а затем - "данные изъяты").
Судом первой инстанции правомерно учтено, что в период прохождения истцом действительной военной службы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Согласно п.109 данного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункта "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в п. "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь п.109 Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пришел к обоснованному выводу о том, что до службы в Вооруженных Силах СССР и после её окончания Репин В.Н. работал на работах, не дающих право для назначения пенсии на льготных условиях, в связи с чем период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. обоснованно не был включен ГУ УПФ по г.Бую и Буйскому району в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии.
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с данным выводом, поскольку он основан на установленных судом обстоятельствах с учетом действовавшего в период прохождения истцом действительной военной службы пенсионного законодательства.
Доводы, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые он указал в суде первой инстанции в обоснование своих требований, все они основаны на неправильном толковании норм материального права и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная юридическая оценка.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буйского районного суда Костромской области от 16 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Репина В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.