Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Белянкиной С.Г на решение Свердловского районного суда города Костромы от 28 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Белянкиной С.Г к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения Белянкиной С.Г., представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Безруковой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белянкина С.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что на основании решения Свердловского районного суда города Костромы от 31 мая 2010 года ей с "дата" назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При назначении пенсии ответчик учел ее заработок за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и установил соотношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 0,65. В дальнейшем из архивной справки ОГКУ "Государственный архив Костромской области" от "дата" ей стало известно, что размер ее заработка за 2001 год, из которого произведен расчет размера трудовой пенсии, занижен по сравнению с реально получаемой ею в тот период времени заработной платой. Ссылаясь на статьи 18, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", просила признать получение ею заработной платы за период работы " ... " с "дата" по "дата" в следующем размере: январь - " ... ", февраль - " ... ", марта " ... ", апрель " ... ", май " ... ", июнь " ... ", июль " ... ", август - " ... ", сентябрь - " ... ", октябрь - " ... ", ноябрь - " ... ", декабрь " ... "; обязать ответчика произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости с учетом указанной заработной платы с "дата".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Белянкина С.Г., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости с "дата" по "дата" отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что исчисление трудовой пенсии в меньшем размере, произошло, в том числе, и по вине ответчика, который в силу положений статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также пунктов 27, 35 и 36 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 года N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования", действовавшего до 31 мая 2010 года, обязан осуществлять контроль за правильностью предоставленных страхователем сведений, в том числе и о заработной плате застрахованных лиц, и в случае обнаружения несоответствий принимать решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов.
В суде апелляционной инстанции Белянкина С.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Безрукова А.В. полагала апелляционную жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, пенсионное дело Белянкиной С.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, с "дата" Белянкина С.Г. является получателем трудовой пенсии по старости.
18 февраля 2013 года она обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справку о заработной плате за "дата", выданную "дата" ОГКУ "Государственный архив Костромской области" (л.д.15).
Распоряжением ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району от "дата" произведен перерасчет трудовой пенсии истицы с 1 марта 2013 года (л.д.14).
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии истицы по архивной справке от "дата" с момента назначения пенсии, поскольку указанная справка истицей в ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району впервые была предоставлена только в феврале 2013 года.
Данный вывод суда является правильным, соответствует требованиям закона и не противоречит материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 2 статьи 30 названного закона при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 2 статьи 18 закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания закона Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ постановлениями N 17/19пб и N 16/19па от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую и Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
При этом, как следует из пункта 6 Перечня, к заявлению гражданина о перерасчете размера пенсии прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет.
На основании пункта 1 статьи 20 указанного выше Федерального закона перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 2 статьи 20).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при назначении истице пенсии была учтена ее заработная плата в " ... " за 2000 - 2001 годы, отраженная в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета. Иных сведений о размере заработка в пенсионный орган не представлялось.
Таким образом, размер трудовой пенсии истицы был определен ответчиком на основании данных, имеющихся в его распоряжении по состоянию на день, в который выносилось решение об установлении трудовой пенсии, что соответствует требованиям статьи 17 Закона "О трудовых пенсиях".
С заявлением о перерасчете пенсии на основании данных, указанных в справке от "дата", истица обратилась 18 февраля 2013 года, в связи с чем ответчик произвел перерасчет пенсии с 01 марта 2013 года, то есть с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Действия ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области в данной части соответствуют требованиям статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункта 28 указанных выше Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии.
Поскольку факт незаконных действий ответчика при назначении истице пенсии и при выполнении перерасчета из материалов дела и установленных обстоятельств не усматривается, доказательств, указывающих на наличие вины пенсионного органа в неверном отражении сведений о заработной плате истицы в ее индивидуальном лицевом счете, не имеется, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о вине ответчика в назначении трудовой пенсии в меньшем размере, чем имелась возможность, несостоятельны, поскольку по смыслу закона назначение и перерасчет трудовой пенсии производится пенсионным органом на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих его право на назначение либо перерасчет размера пенсии. При этом обязанность по предоставлению этих документов лежит на заявителе, а пенсионный орган в силу пунктов 11 и 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"дает лишь оценку содержащимся в этих документах сведениям, проверяет их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильность оформления документов. Обязанность по проверке сведений о заработной плате, содержащихся в данных индивидуального (персонифицированного) учета, на предмет их достоверности законом на пенсионные органы не возложена.
Ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования действующим законодательством возложена на работодателей.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белянкиной С.Г - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.