Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Кулаковой И.А.,
и судей: Лукьяновой С.Б. и Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Колесниковой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 мая 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Гвоздева И.В., администрация Костромской области обязана предоставить Гвоздеву И.В. из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории муниципального образования городской округ город Кострома.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав прокурора Рылову Т.В.,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Гвоздева И.В. к администрации Костромской области об обязании предоставить ему из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области на территории г.Костромы.
Исковые требования мотивированы тем, что Гвоздев И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. "данные изъяты" Гвоздев И.В. ДД.ММ.ГГГГ закончил обучение в Училище, именно с этого момента приобрел право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано. Гвоздев И.В. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Со ссылкой на нормы Федеральных Законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", Закона Костромской области от 05.10.2007 года N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" прокурор полагает, что на администрацию Костромской области следует возложить обязанность по обеспечению Гвоздева И.В. жилым помещением из специализированного жилищного фонда Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Указывает, что суд необоснованно не привлек в качестве соответчиков департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, поскольку предметом спора являются общие права и обязанности указанных органов исполнительной власти, которые являются непосредственными участниками спорных правоотношений.
В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области департамент приобретает благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и приравненным к ним категориям лиц, формирует список подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно положению о департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области департамент является уполномоченным органом по содержанию имущества казны. Администрация Костромской области не имеет полномочий ни на приобретение жилых помещений и жилищный фонд Костромской области, ни на заключение договора найма специализированного жилого фонда. Главным распорядителем бюджетных ассигнований на обеспечение жильем детей - сирот и детей из их числа, а также уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в рамках рассматриваемых правоотношений является департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
В суде апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель администрации Костромской области, Гвоздев И.В., представители третьих лиц: департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, администрации муниципального образования городского округа город Мантурово в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд, пришел к выводу о том, что Гвоздев И.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, свое право на обеспечение жилым помещением не реализовал, а потому должен быть обеспечен жильем в установленном законом порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на субъекте РФ - Костромской области в лице администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Гвоздев И.В. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, указанный статус не оспаривался сторонами при рассмотрении дела.
Постановлением главы самоуправления "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Гвоздев И.В. направлен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Гвоздев И.В. поступил в школа-интернат, выбыл из школы ДД.ММ.ГГГГ из 9 класса на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ в Училище. ДД.ММ.ГГГГ Гвоздев И.В. окончил обучение в Училище.
Постановлением главы муниципального образования "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "О постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отдельных категорий граждан" в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности Гвоздев И.В. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Как указано в справке департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ Гвоздев И.В. состоит в списках детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом, включение Гвоздева И.В. в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подтверждено материалами дела.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ - Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Гвоздеву И.В. специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области.
Основанием для заключения с Гвоздевым И.В. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком и о не привлечении к участию в деле департаментов социальной защиты населения, опеки и попечительства и имущественных и земельных отношений Костромской области, являются несостоятельными.
Делая вывод об отсутствии у Гвоздева И.В. закрепленного жилья и о его праве на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории города Костромы, суд исходил из того, что Гвоздев И.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо на ином законом основании, у него отсутствуют жилые помещения на праве собственности. При этом суд обоснованно исходил из того, что право на обеспечение жильем, с момента его возникновения, не реализовано, а местом жительства истца является г.Кострома
Указанный вывод суда основан на исследованных материалах дела, мотивирован и соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства, в апелляционной жалобе не содержится доводов о несогласии с данным выводом.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Гвоздев И.В. не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежит обеспечению жильем в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.
Иные доводы, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, аналогичны тем, на которые он ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, все они были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.