Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей И.В. Болонкиной, М.В. Ворониной,
при секретаре О.А. Савельевой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Е.Е. Красавиной на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 мая 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Галичского межрайонного прокурора в интересах Белова И.М. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения: на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Белову И.М. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, находящееся на территории г.Галича Костромской области.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Т.В. Рыловой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галичский межрайонный прокурор, действуя в интересах И.М. Белова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области о возложении на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области обязанности предоставить И.М. Белову по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, находящееся на территории г.Галича Костромской области.
Требования мотивированы тем, что Галичской межрайонной прокуратурой на основании обращения И.М. Белова проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой было установлено, что И.М. Белов является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Е., которая являлась одинокой матерью, решением Галичского районного суда от 07 декабря 2000 года лишена родительских прав. На основании постановления главы самоуправления "адрес" от 25.12.2000 г. N несовершеннолетний И.М. Белов направлен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 указанного постановления за ним сохранено право пользования жилым помещением до исполнения 18 лет. Постановлением администрации городского округа город Галич от 19.09.2011 г. N пункт 2 постановления главы самоуправления г.Галича от 25.12.2000 г. N признан утратившим силу. ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетнего И.М. Белова умерла. Решением Галичского районного суда от 04 сентября 2008 года за А. признано право собственности по праву наследования на жилой дом по адресу: "адрес", право пользование которым ранее было сохранено за И.М. Беловым. В 2009 году А. продал указанный жилой дом С. и Ш ... Приговором Галичского районного суда от 21 апреля 2009 года И.М. Белов осужден за совершение преступления на срок 3 года 6 месяцев лишения свободы и с 21 апреля 2009 года по 20 августа 2012 года отбывал наказание в ФКУ "данные изъяты" "адрес". В настоящее время И.М. Белов жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании, не имеет. В июне 2011 года он обратился с заявлением в МТО СЗН N3 о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и приказом начальника МТО СЗН N3 от 17.06.2011 г. N он был включен в указанный список. Таким образом, исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст.92, 98.1, 109.1 ЖК РФ И.М. Белов подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Е.Е. Красавина просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что требования, предъявленные к администрации Костромской области, не мотивированы и не основаны на законе. В исковом заявлении в нарушение п.4 ч.4 ст.131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца со стороны администрации и чем это подтверждается. Кроме того, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и не принял во внимание то, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не ведет учет этих детей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, распорядителем бюджетных средств не является, у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области. Правовое обоснование для возложения обязанности на администрацию Костромской области по исполнению заявленных требований в решении отсутствует. Из перечисленных в решении правовых актов не следует, что администрация заключает договоры по предоставлению специализированных жилых помещений указанной категории граждан. Суд не принял во внимание и тот факт, что свободное жилое помещение на территории г.Галича Костромской области, находящееся в казне Костромской области, отсутствует. Кроме того, отсутствует и предмет спора, так как наличие каких-либо препятствий для реализации своих прав И.М. Беловым судом не установлено, а заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Также считает, что Галичский межрайонный прокурор является ненадлежащим истцом по делу, поскольку между администрацией и истцом отсутствуют какие-либо гражданские правоотношения. Кроме того, в решении суда, по ее мнению, содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории. Указывает и на то, что закон, устанавливающий возрастной ценз, определяет период возникновения права у конкретного лица, а не период, когда это право может быть реализовано, как это толкует суд. В нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ суд не изложил мотивы, по которым он отверг доказательства и доводы, представленные администрацией.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. Галичского межрайонного прокурора ФИО13 считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что И.М. Белов относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус И.М. Белова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления главы самоуправления г.Галича от 25.12.2000 г. N несовершеннолетний И.М. Белов направлен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 указанного постановления за ним до исполнения совершеннолетия сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
24 августа 2011 года главе администрации городского округа город Галич было направлено ходатайство начальника Межрайонного отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N3, согласно которому право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" было неправомерно сохранено за несовершеннолетними И.М. Беловым и Б. (братом И.М. Белова), поскольку право собственности на данный жилой дом на основании решения Галичского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано за А. (дядей ФИО26), который в 2009 году продал его С. и Ш..
Постановлением администрации городского округа город Галич от 19.09.2011 г. N пункт 2 постановления главы самоуправления г.Галича от 25.12.2000 г. N признан утратившим силу.
Также из материалов дела видно, что в период времени с 21 апреля 2009 года по 20 августа 2012 года И.М. Белов по приговору Галичского районного суда от 21 апреля 2009 года отбывал наказание в ФКУ "данные изъяты" "адрес".
Судом установлено, что в настоящее время И.М. Белов проживает у тети по адресу: "адрес", "адрес", самостоятельного права на данное жилое помещение не приобрел.
Кроме того, И.М. Белов в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения либо членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения не является, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто стороной ответчика.
Приказом начальника Межрайонного отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N3 от 17.06.2011 г. N И.М. Белов включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению И.М. Белову специализированного жилого помещения на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории, не ведет учет этих детей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, распорядителем бюджетных средств не является, у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, являются несостоятельными.
По смыслу приведенных выше положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ), основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены.
Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между И.М. Беловым и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Иск прокурором предъявлен в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах И.М. Белова, является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать обоснованными.
Нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы, касающимся возрастного ценза, установленного для предоставления жилого помещения, поскольку в настоящее время право И.М. Белова, достигшего возраста "данные изъяты" лет, на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не реализовано.
Нарушений норм процессуального права, о которых указано в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, доводы которой не опровергают содержащиеся в решении выводы, - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области по доверенности Е.Е. Красавиной - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.