Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 30 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Зиновьевой О.Н., Лукоянова А.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Колесниковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Солонченко Михаила Михайловича на решение Островского районного суда от 14 июня 2013 г., которым удовлетворено заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об установлении в отношении него административного надзора.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Забелин С.В. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Солонченко М.М. со следующими административными ограничениями: являться 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица после 22 часов. В обоснование требований указал, что Солонченко М.М. осужден по приговору Димитровского районного суда г.Костромы от 10 сентября 2008 г. по п."г" ч.2 ст.161, ч.2 162, ч.3 69 УК РФ на 5 лет 6 месяцев лишения свободы в ИК общего режима. По постановлению Островского районного суда от 13 апреля 2011 г. срок наказания снижен до 5 лет 4 месяцев лишения свободы в ИК общего режима. В ИК-4 п.Островское Костромской области прибыл 06 ноября 2008 г. Не трудоустроен. К установленному порядку отбывания наказания относится отрицательно, систематически допускает нарушения режима. Имеет множество взысканий в виде выговоров и водворений в ШИЗО. Поведение неустойчивое. Был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания 17 января 2010 г., положительных выводов для себя не сделал. Переведен в строгие условия 28 января 2001 г. К воспитательной работе относится крайне отрицательно. Дальнейшие жизненные планы неопределенные. Вину в совершенном преступлении не признает, свои поступки не осуждает.
Вышеуказанным решением в отношении Солонченко М.М., 08 февраля 1990 года рождения установлен административный надзор на срок 3 года, на время административного надзора Солонченко М.М. установлены следующие административные ограничения: являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов.
В апелляционной жалобе Солонченко М.М. просит пересмотреть решение суда, изменить период, на который ему запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22.00 до 06.00 часов на период с 23.00 до 06.00 часов. Снизить срок надзора с трех лет до возможного минимума на усмотрение суда. Указывает, что за последнее время многое понял и осознал, полностью поменял свои взгляды на жизнь. После освобождения намерен учиться в дневное время, а поскольку является сиротой и не имеет собственного жилья, устроиться подрабатывать сторожем в ночное время. Установленные судом ограничения могут послужить препятствием при его устройстве на работу.
Солонченко М.М. о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещен надлежащим образом. Заявленное им ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что он освобождается из мест лишения свободы 07 октября 2013 года, намерен лично участвовать в судебном заседании, не подлежит удовлетворению, поскольку положения главы 39 ГПК РФ не предусматривают обязательное участие в заседании суда апелляционной инстанции лица, в отношении которого установлен административный надзор, суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть указанные выше жалобу, представление по существу в отсутствие этого лица при условии его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то в отношении него устанавливается административный надзор (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N64-ФЗ).
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Солонченко М.М. в период рассмотрения дела в суде первой инстанции отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области в виде лишения свободы за совершение преступлений, которые в соответствии со ст. 15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений.
В соответствии с ч.2 ст.116 УИК РФ 17 января 2010 г. постановлением начальника ФБУ ИК-4 Солонченко М.М. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При указанных обстоятельствах установление административного надзора в отношении Солонченко М.М. соответствует приведенным выше положениям Федерального закона. Срок административного надзора установлен в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.5 указанного закона. Установленные Солонченко М.М. административные ограничения, предусмотрены статьей 4 Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в дневное время Солонченко М.М. намерен учиться, а ночью подрабатывать сторожем, а ограничения наложенные судом будут ему в этом препятствовать, не являются основанием для отмены или изменения решения суда.
Доказательств того, что у Солонченко М.М. после освобождения отсутствует возможность устроиться на работу, не связанную с работой в ночное время, не представлено.
Доводы Солонченко М.М. о том, что он многое осознал и пересмотрел свое поведение, опровергаются материалами дела. Так, за время отбывания наказания Солонченко М.М. имеет 73 устных выговора и 72 взыскания, из которых 43 раза за допущенные нарушения режима он водворялся в ШИЗО и ПКТ. Поощрений не имеет.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3).
Установление административных ограничений, установленных Федеральным законом согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
С учетом данных, характеризующих Солонченко М.М., в том числе характера совершенных преступлений, за которые он отбывает наказание, обстоятельств их совершения (насильственное преступление, совершены в ночное время), сведений о ранее совершенных преступлениях, исключительно отрицательного поведения в период отбывания наказания, установленные судом первой инстанции административные ограничения нельзя признать несоразмерными.
При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N64-ФЗ с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Островского районного суда от 14 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солонченко М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.